-ы, м.
В индуистской мифологии: один из верховных богов, входящий вместе с Брахмой и Вишну в т. н. божественную триаду (тримурти), бог-созидатель и в то же время бог-разрушитель.
Этимология:
Древнеиндийское Shiva ‘благой’ , ‘милосердный’ , ‘приносящий счастье’.
Энциклопедический комментарий:
В качестве самостоятельного божества Шива был включен в пантеон сравнительно поздно (около 200 г. до н. э.) , однако истоки его культа уходят в глубокую древность. Представление о созидающей энергии Шивы воплощено в его основном символе - линге-фаллосе. Изображение линги в виде каменной колонны , покоящейся на йони - женском символе , распространен по всей Индии и является главным объектом культа Шивы. Согласно мифу , во время спора Брахмы и Вишну , кого из них почитать творцом , перед ними вдруг возник пылающий линга необозримой величины. Пытаясь найти его начало и конец , Вишну в виде кабана спустился под землю , а Брахма в виде гуся взлетел в небо , но оба не достигли цели. Тогда они признали Шиву величайшим из богов. Как богу-разрушителю Шиве отведена роль уничтожителя мира и богов в конце каждой кальпы , соответствующей 8 640 000 000 лет. С этим связаны многие устрашающие черты облика и культа Шивы. Посреди лба бога - третий глаз , который особенно губителен: его пламенем он сжег бога любви Каму , когда тот пытался отвлечь его от аскетических подвигов. На многих изображениях Шивы у него пять (или четыре) лиц и четыре руки , в которых он держит атрибуты культа и власти. Космическую энергию Шивы , регулирующую мировой порядок , олицетворяет его оргиастический танец , который Шива в качестве Натараджи ("царя танца") исполняет вместе со своей женой Деви на теле убитого им демона.