Значение слова ТРИМУРТИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

ТРИМУРТИ

(санскр. Tri-m?rti, от tri = три и m?rti = образ, лицо, тело) — индийская троица, состоящая из трех богов: Брахмы, Шивы и Вишну, как трех различных форм проявления одного и того же верховного божества. Предтечей ее является ведийская ассоциация трех богов Агни, Ваю и Сурья, как различных форм одного солнечного, светлого божества (см. Тривикрама). Следующей ступенью является система трех великих богов Брахмы, Шивы и Вишну, из которых каждый в свое время и на своем месте прославляется, как верховное божество (ср. Лассен, "Indische Alterthumskunde", 2-е изд., т. I, стр. 591). Идея тройственности в единстве, однако, еще чужда этой системе; каждый член ее является отдельным самостоятельным мифологическим лицом. Дальнейшим шагом к образованию троицы Т. являются частичные попытки отожествления каждого из трех божеств друг с другом, встречающиеся уже в индийском эпосе, в позднейших его составных частях. Единственное место в Магабхарате, в котором уже ясно высказывается идея троичности, носит очевидные следы позднейшего происхождения ("оно создает образ Брахмы, получает форму в виде Пуруши и разрушает естеством Рудры — таковы три состояния владыки тварей"). Еще яснее высказывается идея Т. в одном месте эпической поэмы Гариванша, служащей как бы дополнением к Магабхарате и несомненно значительно позднейшей: "Он, который есть Вишну, есть также и Шива, и он, который есть Шива, есть также и Брахма: одно существо, но три бога — Шива, Вишну, Брахма". В образе Т. соединены три главных верховных принципа, наблюдаемых в видимом мире — начала творческое (Брахма), разрушительное (Шива) и охраняющее (Вишну). Все три существуют в одном божестве и одно во всех трех, подобно тому как веда делится на три части и все-таки остается единой. Все они содержат в себе одно существо, которое является Парамой (верховным), Гухьей (тайным) и Сарватмой (душой всего мира). Вообще идея троичности представлена в индийские средние века еще очень скудно; в те времена она играла лишь незначительную роль. В общем, образ Т. никогда не занимал особо видного места в индийских религиозных представлениях, хотя в Европе и склонны были думать иначе. В настоящее время фактически Т. опять распалась. Культ Брахмы почти совсем вымер, а другие два члена троицы — Вишну и Шива — каждый возвышаются своими поклонниками до степени единственного верховного божества, причем Т. является лишь трояким воплощением Вишну или Шивы, как верховных божеств. Изображается Т. в виде существа с тремя головами: посредине Брахма, справа Вишну, слева Шива. С идеей христианской троицы индийская Т. очевидно ни по существу, ни по происхождению не имеет почти ничего общего. На юге Индии Т. называется Мумурте (по-тамильски три = mur). Символом Т. является мистическое словечко ом (санскр. от), в котором (в силу происхождения санскр. о из а + и) а изображает Брахму, и — Вишну, т — Шиву.С. Б—ч.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.