Форма времени глагола, обозначающая действие, совпадающее с моментом речи. Это общее значение осложняется рядом других. Настоящее время обозначает;
а) действие или состояние, совершающееся или осуществляющееся в момент речи. Погода очаровательная., птички поют, живем мы в мире и согласии,— чего нам еще? (Чехов);
б) действие, совершающееся постоянно, не имеющее временных границ (“настоящее постоянное”). Земля вращается вокруг своей оси. Волга впадает в Каспийское море;
в) действие или состояние, выражающее постоянное свойство лица-предмета, присущий ему признак. Священник молится, стихотворец поет, ученый мыслит, живописец, ваятель, зодчий творят и зиждут, ремесленник работает (Пушкин). Площадь прямоугольника равняется произведению его основания на высоту;
г) действие повторяющееся (“настоящее обычное”). Члены нашего кружка с успехом выступают на вечерах самодеятельности;
д) действие, охватывающее некоторый промежуток времени. Третью неделю подряд идут проливные дожди;
е) действие, одновременное с другим действием; первое — в придаточном предложении, второе — в главном (“настоящее относительное”). Хаджи-Мурат понимал, что говорят про него, и веселая улыбка светилась в его глазах (Л. Толстой).
Настоящее время употребляется вместо прошедшего для оживления рассказа, придания ему большей изобразительности (“настоящее историческое”, “настоящее повествовательное”, или “настоящее рассказа”, “настоящее живописное”, или “настоящее описательное”). Из шатра, толпой любимцев окруженный, выходит Петр (Пушкин). Сегодня я встал поздно: прихожу к колодцу — никого уже нет (Лермонтов). Настоящее время употребляется вместо будущего для изображения фактов, событий, которые говорящему представляются уже осуществляющимися, неизбежными в ближайшем будущем. Мы завтра дерёмся (Тургенев) Прощай, любимый город, уходим завтра в море (Чуркин). Иногда факты только воображаемые рисуются как бы происходящими уже в момент речи. ...То я воображаю себя уже на свободе, вне нашего дома. Я поступаю в гусары и иду на войну. Со всех концов на меня несутся враги, я размахиваю саблей и убиваю одного, другой взмах — убиваю другого, третьего (Л. Толстой).