(от греч. syn — вместе и harmonia — созвучие) — морфо-нологич. явление, состоящее в единообразном вокалическом (иногда и консонантном) оформлении слова как морфологической единицы. В языках с С. в структуре слова выделяется независимый (доминирующий) компонент (обычно корень) и зависимые компоненты (аффиксы). По тому, какой фонологич. признак является основой С, различаются тембровый С. (по признаку ряда), лабиальный С. (по огубленности), компактностный С. (по подъему, или раствору); в составе слова возможно сочетание двух типов С. Напр., в венг. яз. ablak-hoz 'к окну', cipesz-hez 'к сапожнику', kuszob-hoz 'к порогу', вокализм показателя аллатива -hVz (см. Венгерский язык) зависит ог вокализм корня (передний — задний: -hoz/-hez, лабиальный — нелабиальный: -hez/-hoz). С. присущ гл. обр. агглютинативным языкам (см. Агглютинация), где он обеспечивает целостность и отдельность словоформы, действуя как «цементирующее средство» (И. А. Бодуэн де Куртенэ), и в этой функции С. соотносится с ударением индоев-роп. языков. Конкретный тип С. зависит от характера вокалич. и просодия, системы языка; в урало-алт. языках с их тембровым богатством гласных представлен тембровый и лабиальный С, в ряде нигеро-конголез. языков (напр., ква), имеющих многоступенчатую градацию гласных по подъему,— компактностный С, при к-ром в слове возможны лишь гласные одной из двух серий — широкие или узкие (четной ступени — нечетной ступени). Мн. сингармонические языки обнаруживают отклонения от идеальной схемы С, что проявляется в наличии нейтральных гласных (часто е, i), способных встречаться как в переднерядных, так и в заднерядных словах; С. часто не распространяется на префиксы и на сложные слова, в к-рых каждый компонент имеет свой сингармонический рисунок. С С. иногда сближают такие явления, как умлаут в древних герм, языках, но он напоминает С. лишь фонетически, отличаясь функционально. Понятие С. шире, чем обычно отождествляемое с ним понятие гармонии гласных, т. к. С. может выражаться и в консонантной гармонии (как в нек-рых индейских языках Сев. Америки). • Черкасский М. А., Тюрк, вокализм и сингармонизм, М., 1965; Виноградов В. А.. Типология сингармонич. тенденций в языках Африки и Евразии, в кн.: Проблемы афр. яз-знання, М., 1972; Issues in vowel harmony, Amst.. 1980. , В. А. Виноградов.
Значение слова СИНГАРМОНИЗМ в Лингвистическом энциклопедическом словаре
Что такое СИНГАРМОНИЗМ
Лингвистический энциклопедический словарь. 2012