Значение слова ПРИСОЕДИНЕНИЕ в Лингвистическом энциклопедическом словаре

ПРИСОЕДИНЕНИЕ

— 1) принцип построения высказывания, при к-ром какая-то его часть получает самостоятельную коммуникативную значимость и в виде от- дельной, как бы дополнительной информации прикрепляется к основному сообщению. Напр.: «Ефремова жена слыла бабой неглупой — и недаром» (И. С. Тургенев); «Я завтра вас увижу! — И не здесь, И не украдкою!» (А. С. Пушкин). 8 рус. яз. прием П. использует средства союзной — сочинительной или подчинительной — связи или осуществляется бессоюзно, при помощи интонации и паузы. Среди сочинит, союзов нек-рые выполняют преим. присоединит, функции («и то», «да н», «да и то» и др.), напр.: «Незачем мне оправдываться, да и не в моих это правилах» (А. П. Чехов), «Об Асе он вспоминал редко, и то вскользь» (Тургенев),— что дает иногда повод постулировать П. как самостоят, вид связи наравне с сочинением, подчинением и бессоюзием. 2) Прием сочетания смыслов, их неожиданного соположения и столкновения, приводящий к нарушению привычных словесных ассоциаций и резким экспрессивным разрывам и сдвигам внутри синтагмы или предложения. Напр.: «Она любила только зверя / В ием раздразнить — и укротить» (А. А. Блок). П. обычно сопровождается экспрессивной паузой, намекающей на непредвиденное разрешение связи, ее напряженность и осложнение побочными смыслами, ассоциациями и оценками. Образованные на основе приема П. конструкции называются «присоединительными», «сдвинутыми», «открытыми». По своим формальным признакам они могут быть союзными и бессоюзными, однако их специфика определяется не средствами связи, а самим фактом взаимного притяжения и переплетения разнородных и иесоот-носит. смысловых рядов и возникающей при этом экспрессией умолчания или недоговоренности; ср. обычные с т. зр. внеш. оформления присоединит, сцепления у Пушкина: «Красавицам внимательным и сонным», «Друг вымыслов игривых и печальных», «Свершитель ты проклятий и надежд». Как прием «изобразительной эллиптичности» (В. В. Виноградов) присоединит, конструкции особенно широко используются в поэтич. речи. 9 Виноградов В. В., Стиль Пушкина, М., 1941; П е ш к о в с к II н А. М., Рус. синтаксис в науч. освещении, 7 изд., М., 1956; Ще рба Л. В., О частях речи в рус. языке, в его кн.: Избр. работы по рус. языку, М-. 1957. И. Н. Кручинина.

Лингвистический энциклопедический словарь.