Значение слова ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ в Лингвистическом энциклопедическом словаре

Что такое ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ

(ономатопея) — закономерная не произвольная фонетически мотивированная связь между фонемами слова и лежащим в основе номинации звуковым (акустнч.) признаком денотата (мотивом). 3. также определяют как условную имитацию звучаний окружающей действительности фонетнч. средствамв Данного языка («плюх»,<ж-ж-ж», «мяу», «тик-так»). Изучение звукоизобразит. системы языка, в к-рую звукоподражат. подсистема входит наряду со звукосим-волич. подсистемой (см.Звукосимволизм), приводит, однако, к выводу, что нет оснований подчеркивать условный характер имитации при 3. В течение длит. времени изучение 3. не было отграничено от изучения звукосимволизма (см. Звукоподражания теория). В 60—80-х гг. 20 в. разработана универсальная классификация звукоподражат. слов (по соотносимое™ их с денотатом). Корневые звукоподражат. слова образуются по определ. моделям. Зная характер звучания-денотата, можно предсказать фонетич. структуру соотв. звукоподражат. слова; предсказуемость возможна в терминах акустич. ф о н е м о-типов (типов фонем), но не отд. конкретных фонем. Так, модель «взрывной + низкий (по частоте) гласный + + носовой сонант» характерна для обозначений удара с последующим низким резонаторным тоном: англ. dong 'звучать (о низком звуке большого колокола прн ударе)' и индонез. bam 'бомР. Звукоподражат. основы в языках мира весьма продуктивны. v 9 Скаличка В., Исследование венг. звукоподражат. выражений, пер. с чеш., в кн.: Пражский лингвистич. кружок, М., 1967; Воронин СВ., Основы универсальной классификации ономатопов, в кн.; Фонетика—83, М.. 1983; Grammont M., Traite de phonetique, P., 1933; J e s p e r-s e a O., Language, L., [1949]; см. также лит, при статьях Звукосимволизм, Звукоподражания теория. С. В. Воронин.

Лингвистический энциклопедический словарь.