К статье ЯПОНИЯ: КУЛЬТУРА
Многие виды традиционного искусства Японии сохраняются по сей день. Остаются популярными два стихотворных жанра, внушающих благоговение: 17-слоговые хайку и 31-слоговые танка. Воскресные выпуски большинства общенациональных и местных газет содержат колонки, посвященные хайку и танка, в которых публикуются и оцениваются лучшие из присланных работ. Имеются также национальные клубы любителей хайку и танка, члены которых встречаются в местных отделениях и сочиняют стихи для публикации в клубных изданиях. Существуют также общенациональные организации, поручающие преподавателям обучать студентов японским танцам, пению в стиле но, аранжировке цветов, чайной церемонии, рисованию тушью, каллиграфии и игре на таких инструментах, как 13-струнный кото, трехструнная вертикальная флейта сямисэн, или сякухати.
Япония известна своими фарфоровыми изделиями, искусство изготовления которых было позаимствовано в 16 в. у корейских гончаров. Наследники Какиэмона Сакаида, мастера 14 в., чье имя непрерывно передавалось в семье по наследству от отца к сыну, создали в 17 в. стиль Арита, уникальное направление в производстве фарфора.
Пьесы в основных видах японского драматического театра - но, бунраку (кукольный театр) и кабуки - ставятся до сих пор. Сочинения для но и кабуки писали такие значительные современные прозаики, как Мисима Юкио и Осараги Дзиро. Однако чаще всего для постановок выбирают пьесы из классического репертуара. Среди актеров кабуки - исключительно мужчин - широко известен Бандо Томасабуро. В 1990-х годах звезды японского театра выступали в спектаклях кабуки, проходивших с аншлагом в Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Сеуле, Сиднее, Мехико и Каире.
Крупными современными драматургами, создающими произведения для японского театра западного стиля, являются Иноуэ Хисаси, Тэраяма Сюдзи, Кара Дзюро. Тэраяма и Кара известны своей социальной сатирой, а пьесы Иноуэ, среди которых Нихондзин-но хэсо (Пупок японца), завоевывали симпатии зрителей своим тонким юмором и разнообразием тематики. Однако наиболее популярны в последние годы музыкальные пьесы. Труппа Гэкидан Сики установила рекорды посещаемости благодаря показу мюзиклов Кошки и Эвита. Пьеса Фудзита Тосио Перед наводнением считается одним из лучших японских мюзиклов.
В Японии создана мощная киноиндустрия, значительная часть продукции которой экспортируется в США и Европу. Ежегодный репертуар в японских кинотеатрах в течение ряда лет формировался из двух примерно равных частей: японское и иностранное (главным образом, американское) кино. Спрос на иностранную кинопродукцию в Японии весьма высок. Лишь четвертая часть из более 1800 кинотеатров страны показывает исключительно японские фильмы, в то время как треть демонстрирует только импортное кино.
Корни современной японской литературы лежат в древней культуре нации; темы ощущений человека и последствий его действий, характерные для Гэндзи Моногатари, классического произведения 11 в., остаются лейтмотивом и в современных романах, таких, как Личное дело Оэ Кэндзабуро. В 1994 Оэ получил Нобелевскую премию по литературе. В то же время тенденции развития современной японской прозы не могут быть поняты без учета влияния на нее западного реалистического романа. Многие писатели прошлого, такие, как Нацумэ Сосэки и Мори Огай, пришли в литературу после углубленного знакомства с произведениями европейских авторов; то же характерно и для многих современных авторов, включая Оэ Кэндзабуро и Накамура Синъитиро, которые изучали французскую литературу в Токийском университете. С началом модернизации страны японцы прилагали все усилия для знакомства с важнейшими из европейских литературных произведений.