К статье ЯПОНИЯ: ИСТОРИЯ
Военная интервенция в Корее имела и культурные последствия. Она привела к расширению контактов с высокоразвитой цивилизацией на континенте - непосредственно с корейской и косвенно с китайской. Одним из результатов стало приобщение Японии ко многим полезным знаниям и ремеслам, как правило, завозившимся в страну иммигрантами. Особенно важным заимствованием была письменность, введенная примерно в начале 5 в. С тех пор стали составляться летописи, преимущественно на китайском языке, хотя постепенно вырабатывались приемы использования китайского письма для нужд японского разговорного языка. К началу 7 в. поиск знаний велся непосредственно в Китае, куда в 607 была направлена официальная миссия и годом позже - группа учеников.
Одним из побудительных мотивов для поддержания связей с Китаем была необходимость в расширении объема сведений о буддизме. Эта религия начала распространяться в 552, когда одно из корейских королевств прислало в Японию священников, сутры и изображение Будды, однако прочно не закрепилась вплоть до конца века. Сказалось противодействие со стороны семей, связанных с традиционными японскими верованиями, получившими впоследствии название Синто (путь богов), в отличие от Буцудо (путь Будды). Новая религия оказалась счастливой для семьи Сога, которая возвела своего претендента на трон после победы в конфликте по вопросу о престолонаследии 587-588. С того времени буддизм был признан дворцовой элитой, и в большинстве случаев его сторонниками были лично император и высшее дворянство, хотя синтоизм сохранил свое значение церемониальной религии.
В период правления Сога, в частности в годы пребывания у власти императрицы Суйко (593-628), процесс приобщения к китайской культуре распространился и на политические институты. Ее племянник Сётоку, будучи наследным принцем, формально возглавлял администрацию, и его именем была названа конституция 604, установившая кодекс поведения для чиновников двора. В ней регулировались вопросы как этики, так и управленческой деятельности, и использовались термины, заимствованные из буддийских и конфуцианских текстов. Была установлена система рангов для дворянства по китайскому образцу, а придворные церемонии были пересмотрены с тем, чтобы они подчеркивали императорское достоинство.
Тем самым семейство Сога пыталось усилить власть монарха над крупными кланами. Неудивительно, что это вызвало оппозицию со стороны других ведущих семейств. В 645 глава одного из них, Накатоми-но Каматари, с помощью членов императорского дома организовал переворот, в результате которого его ставленник оказался на троне, а союзники заняли все ключевые посты. Это явилось сигналом к новой волне китаизации, призванной усилить власть императора, хотя на этот раз в интересах другого клана. Она началась с принятия китайского календаря и девизов, обозначавших эры царствования (нэнго). Первая из них, Тайка, служит отправной точкой последовавших реформ.
Реформа Тайка и Кодекс Тайхо. Основной смысл реформ Тайка сводился, согласно указам 645-646, к утверждению прав императора на земли и на народ Японии в противовес претензиям, предъявлявшимся знатными родами и наследственным дворянством. Вся земля была провозглашена собственностью государства. Часть ее должна была выделяться дворянству в соответствии с социальным и служебным положением, однако большая часть предназначалась для тех, кто ее обрабатывает, с учетом размера крестьянских семей. В свою очередь, крестьяне должны были платить налоги, преимущественно рисом и тканями, а также выполнением определенных работ. Для контроля за положением дел на местах императорские чиновники назначались главами провинций и округов, с тем чтобы централизованная власть повсеместно заменила юрисдикцию частных лиц.
Имеющиеся данные позволяют сделать вывод, что реформы никогда не были осуществлены полностью, возможно, за исключением районов, прилегающих к столице. Многие чиновники в округах набирались из среды влиятельных местных семей, заинтересованных в плохом исполнении указов. Не было полностью уничтожено и влияние знати, даже при дворе. Позднее, в том же 7-м веке, процесс концентрации власти был возобновлен и принес свои плоды в виде законодательного и административного кодекса, изданного в 701-702, уже в эру Тайхо.
Кодекс Тайхо, помимо утверждения и закрепления перемен, произошедших в период Тайка, привел к созданию в стране системы централизованного управления. Ее форма была взята из Китая, где правила тогда Танская династия, но имела ряд отличий, обусловленных специфическими проблемами и идеями, присущими Японии. Административный контроль оказался в руках советов и групп, члены которых набирались из числа придворных в соответствии с их наследственными титулами. Высшие провинциальные чиновники, чьей основной заботой был сбор налогов, назначались из тех же слоев. Однако чиновники низшего ранга были местными жителями, а деревни пользовались автономией. В ходе поиска новых форм практически никогда не уничтожались старые, и система Тайхо установила традицию централизованного императорского управления, которая впоследствии никогда не уничтожалась, хотя на протяжении длительных периодов японской истории ей в большей степени отдавали дань на словах, чем на деле.