Значение ШРИ-ЛАНКА: ИСТОРИЯ - А. РАННИЙ ЭТАП ЗАСЕЛЕНИЯ ОСТРОВА в Словаре Кольера

ШРИ-ЛАНКА: ИСТОРИЯ - А. РАННИЙ ЭТАП ЗАСЕЛЕНИЯ ОСТРОВА

К статье ШРИ-ЛАНКА: ИСТОРИЯ

Первые свидетельства заселения и хозяйственного освоения территории нынешней Шри-Ланки относятся к 6 в. до н.э. Тогда из северной Индии мигрировали индоарийские племена, на базе диалектов которых сформировался сингальский язык. Пришельцы покорили во многих районах острова местное население. В 3 в. до н.э. здесь возникло самое раннее государство сингалов со столицей в Анурадхапуре. Его правитель Деванампия Тиссе принял буддизм.

Сингальские королевства: 200 до н.э. - 1200 н.э. С принятием буддизма и этнической консолидацией сингалов происходит централизация политической власти, утвердившейся в Анурадхапуре. Династия, обосновавшаяся в этом городе, подчинила себе весь остров, его территория была разделена на ряд административных единиц, куда были направлены правительственные чиновники. Ядром государства стала область Раджарата, охватывавшая северные и северо-центральные районы и управлявшаяся непосредственно из Анурадхапуры. Раджарата была самой густонаселенной и наиболее развитой в экономическом отношении частью страны. Южные и юго-западные районы составляли административную область Рухунарата, во главе которой обычно стоял наследник престола. Третья область Дакхинадеса, на западе острова, была обжита позднее других и находилась под юрисдикцией вице-короля. Территориально-административное деление завершалось на низовом уровне деревней (грамой), управлявшейся сельским старостой. В I тысячелетии н.э. королям Анурадхапуры приходилось сражаться с вторгнувшимися из южной Индии тамилами. За короткий срок тамилам удалось захватить центральную часть страны и стать влиятельной силой на острове. В 1070 сингалы были вынуждены перенести столицу своего государства далее на восток, в город Полоннаруву.

При королях Анурадхапуры и Полоннарувы сингалы создали развитую цивилизацию. Регулирование поверхностного стока сыграло очень важную роль в развитии поливного земледелия. Вначале плотины возводились на малых реках, чтобы снабжать водой деревню и питать сельские водоемы-танки. Затем плотинами стали перегораживать крупные реки, что привело к возникновению огромных водохранилищ, из которых с помощью каналов и даже подземных туннелей орошались поля. Постепенно в области Раджарата сформировалась сложная система резервуаров и оросительных каналов, в которую поступали атмосферные осадки. Государство проводило и поощряло ирригационные работы и содержало обширный слой чиновников, несших разнообразные обязанности, связанные с распределением водных ресурсов. Сеть танков обеспечивала существование многочисленного сельского населения и сбор больших урожаев риса, часть которого шла на экспорт. За счет налогообложения рисоводов власть получала основную долю доходов и потому была заинтересована в повышении урожайности основной зерновой культуры. Кроме того, немалые денежные поступления приносила внешняя торговля.

Сингальское государство активно поддерживало буддизм, выделяя для этой цели крупные средства. В стране функционировали многочисленные монастыри, где монахи проводили время за изучением буддийской теологии и философии, штудируя тексты на пали, санскрите и сингальском языке. Короли щедро одаривали эти монастыри, а также строили буддийские храмы и другие культовые объекты, часто огромные по размерам и красочно оформленные, чтобы восславить величие буддийской веры. Ее главными центрами в Южной Азии стали Анурадхапура и Поланнарува. В каждой деревне был человек, который ухаживал за храмом, молельным помещением и домами монахов.

Кольер. Словарь Кольера.