Лев (псевд.; наст. имя и фам. - Лев Исаакович Шварцман) [31.1 (12.2).1866, Киев, - 20.11.1938, Париж], русский философ-экзистенциалист и литератор. Окончил юридический факультет Киевского университета (1889). В 1895-1914 жил преимущественно в Швейцарии, с 1914 - в Москве, с 1918 - в Киеве, с 1920 - в Париже.
Сочетая и по-своему акцентируя мотивы Ф. Ницше и Ф. М. Достоевского, Ш. предвосхитил основные идеи позднейшего экзистенциализма . Уже на рубеже веков, как бы в предчувствии будущих мировых катастроф, Ш. говорит о трагической абсурдности человеческого существования и выдвигает образ обречённого, но взыскующего своих суверенных прав 'героя', бросающего вызов всей Вселенной. Ш. предпринимает пересмотр традиционной философии, требуя переместить точку зрения с мироздания на субъект. Провозглашая 'философию трагедии', Ш. полемически противопоставляет её академическому стилю мышления как 'философии обыденности' ('Достоевский и Ницше. Философия трагедии', 1903). Он восстаёт против диктата разума над сферой жизненных переживаний и против гнёта безлично-всеобщего над личностно-единичным. Однако утверждение независимости индивида от любых детерминаций, включая общезначимые истины и общеобязательные нравственные нормы, приводит Ш. к гносеологическому релятивизму и имморализму. Хотя в начале 1910-х гг. безрелигиозный 'апофеоз беспочвенности' (1905) сменяется пафосом веры в лютеровской формулировке 'sola fide' ('только верою'), миросозерцание Ш. не избавляется ни от абсурда, ни от произвола. Вера Ш. не имеет содержательных определений, и бог, не связанный с идеей логоса, выступает как идеал всемогущего своеволия 'по ту сторону добра и зла'. Правда, атмосфера безнадёжности вытесняется теперь духом доверия к основам жизни, имеющим, согласно ветхозаветному религиозному самочувствию, божественный источник; философскому умозрению Ш. противопоставляет откровение ('Афины и Иерусалим', 1951; 'Умозрение и откровение', 1964). Борьба Ш. с разумом приобретает гиперболический характер: познавательная устремлённость отождествляется с грехопадением человеческого рода, подпавшего под власть 'бездушных и необходимых истин'. Публицистический темперамент Ш. - мастера философского парадокса и афоризма, его едкая критика академического мышления создали ему известность на Западе (отклики у Г. Марселя , А. Камю , Д. Г. Лоренса и др.).
Соч.: Собр. соч., 2 изд., т. 1-6, СПБ, 1911; Sola fide, P., 1957 (лит.).
Лит.: Асмус В. Ф., Лев Шестов и Кьеркегор, 'Философские науки', 1972, | 4; Ерофеев В., 'Остается одно: произвол', 'Вопросы литературы', 1975, | 10; Camus A., Le mythe de Sisyphe, P., 1970, p. 41-42, 51-56; Wernham J. С. S., Two Russian thinkers, Toronto, 1968 (лит.).
Р. А. Гальцева.