Значение ФИНЛЯНДИЯ: КУЛЬТУРА - Б. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО в Словаре Кольера

ФИНЛЯНДИЯ: КУЛЬТУРА - Б. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО

К статье ФИНЛЯНДИЯ: КУЛЬТУРА

У истоков финской литературы, музыки и фольклора находится выдающийся национальный эпос Калевала, собранный Элиасом Лёнротом в 1849. Его влияние прослеживается в произведениях видных финских писателей Алексиса Киви и Ф.Э.Силланпяя, а также в музыке Яна Сибелиуса. В 19 в. на шведском языке писали видный поэт и автор национального гимна Финляндии Йохан Рунеберг и мастер исторического романа Цакариас Топелиус. В конце 19 в. появилась плеяда писателей-реалистов: Минна Кант, Юхани Ахо, Арвид Ярнефельт, Теуво Паккала, Илмари Кианто. В 20 в. к ним присоединились Майю Лассила, Йоханнес Линнанкоски, Йоель Лехтонен. На рубеже 19-20 вв. творили поэты Й.Х.Эркко, Эйно Лейно и Эдит Сёдергран.

После Первой мировой войны на литературной арене появился ряд новых писателей: лауреат Нобелевской премии Франс Эмиль Силланпяя, автор романов о сельской жизни в западной Финляндии, Тойво Пекканен, описывавший жизнь рабочих в городе Котка, Айно Каллас, произведения которой были посвящены Эстонии, Унто Сеппянен, бытописатель карельской деревни, и Пентти Хаанпяя, писатель-самородок, мастер художественного слова. Большую популярность приобрели романы Вяйне Линна о Второй мировой войне (Неизвестный солдат) и о безземельных крестьянах (Здесь, под Северной звездой). В послевоенной литературе новый расцвет пережил социальный роман (Айли Нурдгрен, Мартти Ларни, К.Чилман и др.). В жанре исторического романа получил известность Мика Валтари, автор нашумевшего Египтянина.

Среди финляндских драматургов наиболее известны Мария Йотуни, Хелла Вуолиоки и Илмари Турья, а среди поэтов - Эйно Лейно, В.А.Коскенниеми, Катри Вала и Пааво Хаавикко.

Древнейший архитектурный ансамбль, примыкающий к средневековому кафедральному собору, сохранился в городе Турку. Старый центр Хельсинки построен в основном по проектам Карла Энгеля в первой половине 19 в. Этот замечательный памятник архитектурного стиля ампир имеет большое сходство с ансамблями Петербурга. В начале 20 в. в финской архитектуре ярко проявился национальный романтизм, упрочивший связь между зданием и его природным окружением. Сами здания отличались живописно-декоративной трактовкой архитектурных форм, воскрешающей образы финского фольклора; в строительстве широко использовались местный природный камень. Наиболее известные произведения - здания Национального музея Финляндии, Национального театра, Скандинавского банка и железнодорожного вокзала в Хельсинки. Ведущими фигурами этого движения были Элиель Сааринен, Ларс Сонк, Армас Линдгрен и Герман Гезеллиус. Национальный романтизм прочно вошел в историю мировой архитектуры.

Функционализм, введенный в Финляндии Алваром Аалто и Эриком Брюггманом в межвоенный период, пропагандировал свободную организацию объемов и пространств, асимметрию композиций, удобство планировки. Здание телефонной станции и кафедральный собор в Тампере, созданные Ларсом Сонком, считаются шедеврами этого направления. Были построены практичные и комфортабельные жилые дома, школы, больницы, магазины, промышленные предприятия. Эстетическая ценность этих зданий заключена в самой их конструкции, выполненной без излишней орнаментации.

В послевоенный период основное внимание уделялось проблемам массового жилищного и общественного строительства. Простота и строгость архитектурных форм наряду с широким использованием современных строительных конструкций (застройка городов-спутников Хельсинки Тапиола и Отаниеми) характерны для творчества многих выдающихся мастеров (Алвар Аалто, Эрик Брюггман, Вильо Ревелл, Хейкки Сирен, А.Эрви). Под влиянием идей структурализма появились жилые комплексы с компактной застройкой асимметричных, геометрически четких групп домов (район Кортепохья в Ювяскюле, район Хакунила в Хельсинки и др.). Признанные современные архитекторы - Рейма Пиетиля, Тимо Пенттила и Юха Лейвискяя, лауреат премии Карлсберга 1995. Тимо Сарпанева - победитель многих международных конкурсов в области дизайна.

Изобразительное искусство Финляндии в 19 в. поддерживало тесные контакты с передовыми европейскими школами Парижа, Дюссельдорфа, Петербурга. В 1846 было основано Финское художественное общество. Основы национальной пейзажной живописи были заложены В.Холмбергом, Я.Мунстерхьельмом, Б.Линдхолмом и В.Вестерхольмом. Морализующие, несколько сентиментальные полотна А.фон Беккера и К.Янсона выдержаны в традициях позднего модернизма. Братья фон Райт создали романтические сельские пейзажи.

Конец 19 в. считают "золотым веком" финской живописи. В это время сложилось художественное движение "Молодая Финляндия", развивавшее идеи независимости и служения народу. Демократические тенденции в финской живописи, близкие к традициям передвижников в России, получили отражение в творчестве Алберта Эдельфельта (первого финского художника, прославившегося за пределами своей страны), Ээро Ярнефельта и Пекки Халонена. Крупнейшим представителем национального романтизма в живописи был Аксели Галлен-Каллела, неоднократно обращавшийся к сюжетам финского эпоса и фольклора. Самобытный талант Юхо Риссанена привлекали сцены народного быта. Выдающимся портретистом был А.Фавен. Высоким уровнем мастерства отличались женщины-живописцы Мария Виик и Хелена Шерфбек.

Живопись начала 20 в. испытала сильное воздействие французского импрессионизма. Многие финские художники, например Йёста Диль и Эркки Куловеси, обучались в Париже. Это направление пропагандировало творческое объединение "Септем", основанное Магнусом Энкеллом. Затем образовалась конкурирующая "Ноябрьская группа" экспрессионистов под руководством Тюко Саллинена. Затем проявилось увлечение финских художников модернизмом, абстракционизмом и конструктивизмом.

Развитие светской скульптуры в Финляндии началось только в середине 19 в. Первые мастера, из которых самым талантливым был Йоханнес Таканен, придерживались традиций классицизма. Позднее усилилось реалистическое направление, представителями которого были Роберт Стигел, Эмил Викстрём, Алпо Сайло, Юрьё Лийпола и Гуннар Финне.

После Первой мировой войны финская скульптура приобрела мировую известность благодаря выдающемуся мастеру Вяйнё Аалтонену. За бронзовую статую бегуна Пааво Нурми, чемпиона Олимпийских игр, Аалтонен получил гран-при на Всемирной выставке в Париже в 1937. Он создал целую галерею скульптурных образов деятелей культуры и искусства Финляндии. Широко известны в стране и за рубежом такие скульпторы, как Аймо Тукиайнен, Калерво Каллио и Эркки Канносто. По проекту женщины-скульптора Эйлы Хилтунен на скале в живописном уголке Хельсинки воздвигнут монументальный памятник Яну Сибелиусу, имитирующий величественный орган из стальных труб разного размера, соединенных в мощную ритмическую композицию. На соседней скале помещен скульптурный портрет великого композитора, тоже выполненный из стали.

Финская музыка отождествляется главным образом с творчеством Яна Сибелиуса. Другие финские композиторы успешно занимались поиском новых форм, и здесь особенно известными стали такие мастера, как Селим Палмгрен, Юрьё Килпинен (композитор-песенник), Армас Ярнефелт (сочинитель романсов, хоровой и симфонической музыки) и Ууно Клами. Оскар Мериканто прославился как автор оперы Дева Севера, а Арре Мериканто создавал атональную музыку. Опера Аулиса Саллинена Всадник имела большой успех и повлияла на формирование современного оперного искусства. Эса-Пекка Салонен - один из самых известных дирижеров страны. Симфонические оркестры имеются в Хельсинки, Турку, Тампере и Лахти, а хоры и песенные группы есть даже в небольших деревнях. Среди многочисленных театров ведущие позиции занимают Финский балет, Финский национальный театр, Финская национальная опера и Шведский театр. В городе Савонлинна ежегодно в июле проводят оперные фестивали. Финляндия занимает первое место в мире по размерам субсидий на содержание театров и музеев (более 100 долл. в год в расчете на каждого жителя страны).

Кольер. Словарь Кольера.