К статье ФИЛИППИНЫ: КУЛЬТУРА
До наших дней дошли лишь немногие образцы устного народного творчества (эпические произведения, песни) народов Филиппин, относящиеся к колониальному периоду. После прибытия на остров испанцев широкое распространение получили стихотворные повествования, которые создавались и печатались большей частью анонимно и весьма напоминали по форме популярную испанскую рыцарскую балладу куридо. Особым видом этого жанра признается стихотворная история об искуплении людских грехов Христом (пасбон). Франсиско Бальтасар (1788-1862), которого принято считать первым крупным филиппинским поэтом, писал под псевдонимом Балагтас на тагальском языке, а его наиболее известное сочинение Флоранте и Лаура (Florante at Laura) выполнено в виде куридо.
Основной корпус испаноязычной филиппинской литературы конца 19 - начала 20 вв. включает не столь многочисленные, но, как правило, великолепные произведения. В их число входят два романа национального героя Филиппин Хосе Рисаля (1861-1896), выдержанные в имажинистской манере лирические сочинения Фернандо Герреро (1873-1929) и Сесилио Апостола (1877-1938) и, наконец, сатира Хесуса Балмори (1886-1948). Современная филиппинская литература создается по большей части на английском языке. Выдающимися мастерами в своих литературных жанрах предстают поэт Хосе Гарсиа Вилья, романист Н.В.М.Гонсалес, автор короткого рассказа Никомедес Хоакин и эссеист Кармен Герреро-Накпил.
Вплоть до конца 19 в. главной покровительницей искусств на Филиппинах была Римско-католическая церковь. В архитектурных сооружениях, скульптуре и живописи того времени можно увидеть любопытный китайский или малайский вариант испанского барокко. Хуан Луна (1857-1899) и Феликс Ресурресьон Идальго (1855-1913) - талантливые филиппинские художники, покинувшие родину, - завоевали признание в Испании своими полотнами, выполненными в романтической манере. В период американского господства наиболее известными живописцами были Фабиан де ла Роса (портретист) и Фернандо Аморсоло (пейзажист), занимавший также пост ректора факультета изобразительных искусств Филиппинского университета. Признанными мастерами фресковой живописи считаются Карлос Франсиско и Висенте Манансала. Художники и скульпторы более молодого поколения активно экспериментируют в самых разнообразных художественных стилях, среди наиболее одаренных - Анита Магсайсай-Хо, Фернандо Собель, Артуро Лус и Наполеон Абуэва.
В музыкальных композициях Антонио Дж.Молины, Элисео Пахеаро и Антонио Буэнавентуры местные темы и ритмы облекаются в такие чисто западные формы, как камерный жанр и симфоническая поэма. Тем самым они продолжают традицию филиппинской народной музыки испанского периода и, по существу, закрепляют уникальное соединение азиатской и западноевропейской культур. Ту же задачу решает стилизованная сценическая обработка местных танцев, которая впервые была осуществлена и показана зрителям в зарубежных турне артистами центра народных искусств "Баянихан" при Филиппинском женском университете.