Значение слова ТРУБАДУРЫ в Словаре Кольера

ТРУБАДУРЫ

(от прованс. trobar - находить, создавать), средневековые поэты южной Франции, сочинявшие стихи на провансальском наречии лангедок (langue d'oc). Расцвет лирики трубадуров пришелся на 12-13 вв., в ходу тогда были условности, утвердившиеся благодаря знакомству духовенства и чиновничества с латинской лирикой. Вероятно, не обошлось и без арабского влияния, тем более что Септиманией (область между р.Роной и Пиренеями) прежде правили мавры. Трубадуры, зачастую происходившие из знати, распевали свои песни обычно под аккомпанемент гитары. Первым известным трубадуром был герцог Гильем Аквитанский. Сочинением изящных любовных песен прославился Бернарт де Вантадур. Среди прочих известны Джауфре Рудель, Бертран Де Борн, Пейре Видаль. Их творчество свидетельствовало о бльшей культурной утонченности южной Франции сравнительно с грубостью северного феодального общества, запечатленной в "жестах" (букв. "деяниях"). После 1216 южная словесность сошла на нет вследствие крестового похода против альбигойцев, погубившего блестящую культуру этого края. Однако в 12 в. южный образец разошелся по Испании, Сицилии, Англии и иным странам, где короли и вельможи оказывали трубадурам свое покровительство. После того как Алиенора Аквитанская вышла замуж за Людовика VII Французского, а затем за Генриха Анжуйского, впоследствии Генриха II Английского, при дворах названных монархов начали собираться прославленные труверы (trouvres), как стали именоваться трубадуры на севере, где они перешли на северный диалект, лангедойль (langue d'il); в их стихах царила куртуазность (courtoisie), т.е. поэзия должна была прежде всего славить женщин, а рыцарские доблести отодвигались на второй план. Лирические стихи постепенно утрачивали естественную непринужденность и все более стандартизировались, образуя такие устойчивые формы, как, например, пастурель (pastourelle - "песня о пастушке"), альба (alba - "рассветная песня"), "песня пряхи" и др.

Кольер. Словарь Кольера.