общее наименование мундштучных духовых инструментов, имеющих длинные узкие и относительно прямые трубки, в отличие от изогнутых конических трубок, которые обычно ассоциируются с рогом. Трубы ведут свое происхождение от полых стволов растений или раковин, употреблявшихся примитивными народами первоначально для придания своему голосу неестественного звучания, внушавшего благоговейный страх, а позднее - для извлечения громких звуков, которым придавалось магическое значение. После того как человек научился применять металл, он смог изготавливать настоящие трубы с длинными прямыми стволами, издающими пронзительные звуки. Такие трубы были известны древнейшим цивилизациям от Китая до Рима; часто использовались несколько очень длинных инструментов, сменяя которые можно было извлекать два или три тона. Эти трубы применялись также как военные музыкальные инструменты.
В Европе с концом Римской цивилизации использование труб пришло в упадок, но благодаря контактам с исламским миром в эпоху крестовых походов, интерес к ним пробудился. Ок. 1500 труба приобрела современную форму - ствол был удлинен и дважды согнут. Возникли влиятельные гильдии трубачей, объединявших исполнителей двух типов: походных трубачей, по слуху игравших военные сигналы и фанфары в низком и среднем регистрах, и камерных трубачей, квалифицированных музыкантов, исполнявших по нотам сложные партии в трудном верхнем регистре, называемом "кларино". Этот блестящий стиль исполнения мелодических партий на натуральном инструменте лишь посредством движения губ достиг совершенства в эпоху И.С.Баха (1685-1750). Когда в музыке второй половины 18 в. стал господствовать гомофонный стиль, труба использовалась в оркестре главным образом как ритмический и колористический инструмент. Однако многие композиторы высоко ценили этот инструмент, а Й.Гайдн и И.Н.Гуммель написали известные концерты для трубы с оркестром.
В 19 в. произошло возрождение трубы, что стало возможным благодаря введению вентильного и помпового механизмов для извлечения всех звуков хроматической гаммы. Военные духовые оркестры (ок. 1820-1840) первыми начали применять трубы всех разновидностей и строев, но к 1850 или 1860 в большинстве симфонических и оперных оркестров появились вентильные инструменты. Существуют трубы разных размеров и строев, но в настоящее время используются обычно только сопрано in B (в си-бемоль) или in C (в до) с диапазоном в две с половиной октавы.