Значение ТЕЛЕМАН, ГЕОРГ ФИЛИПП в Словаре Кольера

Что такое ТЕЛЕМАН, ГЕОРГ ФИЛИПП

(Telemann, Georg Phillip) (1681-1767), немецкий композитор, один из главных представителей эпохи барокко в музыке. Родился 14 марта 1681 в Магдебурге. Рано добился успеха как певец, композитор и исполнитель на разных инструментах, но по решению семьи отправился изучать право в Лейпциг. Музыкальная жизнь этого города была столь интересна, что в 1702 Телеман оставил юриспруденцию ради музыки. Получил место органиста в церкви св. Фомы (Томаскирхе) и писал кантаты, а также основал при Лейпцигском университете музыкальное общество - Collegium Musicum. В 1705 стал придворным капельмейстером в Зорау (ныне Жары, Польша); в 1708 - придворным капельмейстером в Эйзенахе; в 1712 - кантором во Франкфурте-на-Майне; в 1721 - музыкальным директором в Гамбурге. Последняя должность была одной из самых почетных в Германии. Телеман отвечал за музыкальную часть в пяти главных городских церквах, часто ему приходилось писать сразу по пять кантат для воскресных или праздничных служб. Он сочинял также оперы для городского театра и возглавлял обучение музыке в Иоханнеуме - известной гамбургской классической гимназии.

В 1723 Телеман не принял приглашения занять место Кунау, кантора Томаскирхе, и кантором стал И.С.Бах. В 1737 Телеман совершил поездку в Париж, где удивил слушателей новизной своего оркестрового письма. До конца жизни он продолжал сочинять произведения для Франкфурта, Парижа и Гамбурга.

В наследии Телемана по меньшей мере 40 опер, 44 цикла пассионов, 52 церковные службы и множество ораторий, а также 600 увертюр во французском стиле и массу вокальных и инструментальных произведений во всевозможных жанрах. Мастер полифонии, он тем не менее разделял характерную для его времени антипатию к контрапунктическому письму, любил выразительные мелодии и восхищался стилистическими новациями французских и итальянских мастеров. Воспринял и ряд свежих веяний из Восточной Европы, особенно из Польши. Телеман был эклектиком, проницательным и остроумным аналитиком музыки своего времени, неутомимым экспериментатором, особенно в области оркестровки.

Кольер. Словарь Кольера.