К статье СУДАН
На севере страны под влиянием арабской и мусульманской культуры Ближнего Востока сформировались местные культурные традиции. Важная роль в сохранении и развитии культуры принадлежала кораническим школам. Простейшие типы этих школ, дошедшие до наших дней, устраивались там, где проживал местный святой или образованный человек, который заставлял учеников зазубривать наизусть суры корана, обучая при этом и основам арабского языка. В коранических школах более высокого уровня преподавались мусульманское право и теология. Некоторые студенты отправлялись на учебу в центры исламской мысли за пределы Судана, особой популярностью пользовался университет аль-Азхар в Каире.
Зарождение образования европейского типа относится к периоду англо-египетского кондоминиума. На севере стала развиваться система светского образования, а в южных районах свои школы стали открывать различные христианские миссии. После получения независимости миссионерские школы перешли в ведение государства, и правительство предпринимало меры для распространения государственной системы образования на всей территории страны. В начале 1990-х годов система народного образования в Судане включала шестилетний курс обязательного начального образования и шестилетний курс среднего образования, при этом последний делился на два трехлетних цикла. Обучение в школах ведется на арабском языке. В 1995 уровень грамотности среди взрослого населения Судана составил 46%.
В 1990-х годы 38% детей соответствующего возраста посещали начальные и средние школы. В 1995 число студентов высших учебных заведений превысило 100 тыс. человек. Крупнейшие университеты - Хартумский и Нильский (бывший Хартумский филиал Каирского университета).
В период кондоминиума было создано несколько музеев. Интересная археологическая коллекция представлена на стендах Хартумского музея. В Омдурмане рядом с могилой махди создан музей халифы, где собраны уникальные экспонаты эпохи махдистского государства.
Тесная связь с Египтом способствовала возникновению в 19 в. в Судане поэзии на литературном арабском языке. В период кондоминиума заметное влияние на образованную часть суданского общества оказали западная образовательная система и литература. Постепенно в Судане зарождалась собственная литература на арабском языке. С 1930-х годов значительно увеличилось количество и улучшилось качество местных газет на арабском языке, которые уделяют повышенное внимание политике. С 1989 в Судане введена цензура прессы. Под контролем правительства находится и служба радиовещания в Омдурмане. Египетские радиопередачи и кинофильмы пользуются в Судане неизменным успехом. Популярны среди населения европейские виды спорта, в первую очередь футбол, который был завезен англичанами.
Поскольку Судан по сути является арабской страной, главные праздники определяются мусульманским календарем, а обычаи и образ жизни не аналогичны тем, что существуют в других странах Арабского Востока. В самом Судане арабско-мусульманская культура северных районов страны насаждается и в южных регионах.