(Stoppard, Tom) (р. 1937), английский драматург, чьи пьесы, род интеллектуальной эквилибристики, демонстрируют неистощимую словесную изобретательность и незаурядный сатирический талант.
Томас Штраусслер (Tomas Straussler) родился 3 июля 1937 в Злине (Чехословакия). В Англию приехал в 1946 с матерью и отчимом. Начинал свою карьеру в журналистике, был театральным рецензентом, в середине 1960-х годов серьезно увлекся драматургией. Первая попытка критической переоценки - его пьеса Розенкранц и Гильденстерн мертвы (Rosencrantz and Guildenstern Are Dead, 1967), где мир Гамлета предстает в озадаченном восприятии двух малозначительных персонажей пьесы Шекспира.
Другие ранние пьесы Стоппарда - как, например, После Магритта (After Magritte, 1970) - также абсурдистские. Герой Прыгунов (Jumpers, 1972) - философ не от мира сего, пытающийся доказать существование Бога и абсолютных моральных критериев в мире, где социальные, политические, религиозные и личностные ценности подвергаются все большей девальвации. Сатирически представленные философские школы видятся драматургу как одна из ипостасей абсурдного человеческого существования. В Травестиях (Travesties, 1974), где действие происходит в Первую мировую войну, Стоппард сводит в Цюрихе Ленина, Джеймса Джойса, поэта-дадаиста Тристана Тцара и мелкого чиновника из британского консульства, исследуя взаимосвязь искусства и революции. Пьеса Настоящее (The Real Thing, 1980) - о воспитании чувств блестящего драматурга, который через любовные страдания постигает, что слова - не самое главное в жизни. В какой-то степени автобиографическая, эта пьеса считается лучшей у Стоппарда - блеск ума сочетается в ней с новой глубиной чувств.
Среди прочих пьес Стоппарда - Настоящий инспектор Хаунд (The Real Inspector Hound, 1968), Грязное белье (Dirty Linen, 1976), Ночь и день (Night and Day, 1978), Гулянка (On the Razzle, 1981), Художники (Artist Descending a Staircase, 1988) и Аркадия (Arcadia, 1993).