К статье МЕСОПОТАМИЯ: КУЛЬТУРА
Первые значительные свидетельства проникновения достижений культуры Месопотамии в другие районы относятся к III тыс. до н.э., ко времени возникновения аккадской империи. Другим доказательством служит то, что в столице эламского государства Сузах (юго-западный Иран) пользовались не только клинописью, но и аккадским языком и административной системой, принятой в Месопотамии. В это же время предводитель варваров, Луллубей, установил к северо-востоку от Аккада стелу с надписью на аккадском языке. Хурритский правитель Центральной Месопотамии приспособил клинопись для записи текстов на своем родном языке. Тексты, воспринятые хурритами, и большая часть содержавшейся в них информация, были сохранены и переданы анатолийским хеттам.
Аналогичная ситуация складывается и в пору правления Хаммурапи. От этого времени дошли юридические и исторические тексты на аккадском языке, которые воспроизводились в аморитско-хурритском центре Алалахе, в северной Сирии; это свидетельствуют о вавилонском влиянии в регионе, который не находился под месопотамским контролем. То же культурное единство, но в еще более широких масштабах, имело место в условиях политической раздробленности в середине II тыс. до н.э. К этому времени в Анатолии, Сирии, Палестине, на Кипре и даже в Египте клинопись и аккадский язык использовались как средство межнационального общения. Более того, различные языки, среди них хурритский и хеттский, охотно приняли на вооружение клинописное письмо. В I тыс. до н.э. клинопись стала использоваться и для записей на других языках, в частности, на урартском древнеперсидском.
Вместе с письменностью в качестве посредника распространялись и идеи. Это касалось прежде всего понятий юриспруденции, государственного управления, религиозной мысли и таких видов литературы, как пословицы, басни, мифы и эпос. Аккадские фрагменты сказания о Гильгамеше достигли столь отдаленных мест, как хеттская столица Хаттуса (современный Богазкей) на севере Центральной Турции или Мегиддо (на территории Израиля). Известны переводы эпоса на хурритский и хеттский языки.
Распространение месопотамской литературы было связано не только с заимствованием клинописи. Ее образцы достигли Греции, где бытовали басни о животных, почти дословно воспроизводившие аккадские прототипы. Некоторые части Теогонии Гесиода восходят к хеттским, хурритским, а в конечном счете к вавилонским истокам. Не является совпадением и сходство между началом Одиссеи и первыми строками эпоса о Гильгамеше.
Много тесных связей обнаруживается между первыми главами библейской Книги Бытия и ранними месопотамскими текстами. Ярчайшими примерами этих связей являются, в частности, порядок событий Творения мира, особенности географии Эдема, повествование о Вавилонской башне и особенно рассказ о потопе, предвестник которого содержится в XI табличке сказания о Гильгамеше.
Хетты со времени их прихода в Анатолию широко применяли клинопись, используя ее для написания текстов не только на своем собственном, но и на аккадском языке. Кроме того, они были обязаны обитателям Месопотамии основами законодательства, в результате чего был создан их собственный свод законов. Подобно этому в сирийском городе-государстве Угарите местный западносемитский диалект и алфавитное письмо использовались для записи различных литературных произведений, включая эпические и религиозные сочинения. Когда же речь шла о законодательстве и государственном управлении, угаритские писцы прибегали к аккадскому языку и традиционному слоговому письму. Знаменитая стела Хаммурапи была найдена не на развалинах Вавилона, а в отдаленной эламской столице, в Сузах, куда этот тяжелый предмет был доставлен как ценный трофей. Не менее яркие свидетельства влияния Месопотамии обнаруживаются и в Библии. Еврейская и христианская религии неизменно противостояли духовному направлению, сформировавшемуся в Месопотамии, но законодательство и формы правления, о которых идет речь в Библии, обязаны влиянию месопотамских прототипов. Подобно многим своим соседям, евреи подчинялись законодательным и общественным установкам, которые в целом были присущи странам Плодородного полумесяца и в значительной степени восходили к месопотамским.