(1865-1941), русский писатель, литературный критик, религиозный мыслитель. Родился 2 августа 1865 в Петербурге. Учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета. В 1888 увидел свет первый поэтический сборник Мережковского. Теоретическому обоснованию литературного символизма была посвящена работа Мережковского О причинах упадка и новых течениях современной литературы (1893). Литературную известность принесли Мережковскому его историко-литературные и публицистические труды: Вечные спутники (1897), Л.Толстой и Достоевский (1901-1902), Грядущий Хам (1906), В тихом омуте (1908), Не мир, но меч (1908) и др. Символизм был характерен и для Мережковского-романиста: трилогия Христос и Антихрист (1896-1905), романы Александр I (1913), 14 декабря (1918).
Мережковский участвовал в организации Религиозно-философских собраний в Петербурге (1901-1903), редактировал журнал "Новый путь" (1903-1904), был одним из активных участников Религиозно-философского общества в Петербурге (с 1907). Он эмигрировал в 1920. В эмиграции вышел целый ряд его трудов - Рождение богов (1925), Мессия (1928), Тайна трех (1925), Тайна Запада: Атлантида-Европа (1930), Иисус Неизвестный (1932), Наполеон (1929), Данте (1939).
Восприняв мысль позднего Вл.С.Соловьева о "неудаче дела Христова в истории", Мережковский был полон апокалиптических предчувствий, как никто другой из русских мыслителей переживая обреченность и тупиковость исторического пути человечества. Человечество и его культура, по Мережковскому, заболевают неизбежно и излечение невозможно: историческая церковь не может сыграть роль врачевателя потому, что, с одной стороны, в своей "правде о небе" противостоит миру, чужда ему, а с другой - в своей исторической практике сама является лишь частью исторического тела человечества и подвержена тем же болезням. Спасение современному человечеству может принести только трансцендентный источник - "второе пришествие". Иначе, по убеждению Мережковского, история, уже исчерпавшая себя в своем рутинном, профанном движении, приведет лишь к торжеству "грядущего Хама" - вырождающейся бездуховной мещанской цивилизации. В этом смысле "новое религиозное сознание", провозглашавшееся Мережковским, - сознание не только апокалиптическое, ожидающее конца времен и "религии Третьего Завета", но и революционное, готовое к прорыву в чаемое катастрофическое будущее, чтобы самым радикальным и бесповоротным образом отбросить "прах старого мира". "Мы отплыли от всех берегов", "лишь постольку мы люди, поскольку бунтуем", "наступил век революции: политическая и социальная - только предвестие последней, завершающей, религиозной" - эти и им подобные утверждения в решающей степени определяют суть мировоззренческой позиции Мережковского, который несомненно предвосхитил революционно-бунтарские мотивы в европейской мысли 20 в.
"Революционная" открытость будущего, по Мережковскому, - это не только ситуация, в которой оказалось современное человечество. В своих трудах по истории религии и культуры он стремился показать, что вся мировая история носила катастрофический характер, человечество всегда жило в преддверии конца истории, отнюдь не ошибаясь в своих апокалиптических предчувствиях, потому что конец уже не раз должен был наступить. Гибнет мифическая Атлантида, погибают внутренне больные древние цивилизации Америки, античный мир, и не раз уже человеческая история стояла на краю пропасти.
Катастрофы не произошло только благодаря "религиозной революции". В этом смысле для Мережковского христианство - самая революционная религия: "Рим погиб - спасся мир. Это и значит, что участь Европы была бы участью древней Америки и, может быть, Атлантиды древнейшей, если бы не пришел Спаситель". Спустя два тысячелетия, считал Мережковский, христианство, несмотря на всю неполноту и несовершенство своих исторических форм, остается той духовной силой, которая может вновь спасти историю.
Умер Мережковский в Париже 9 декабря 1941.