Значение МАРОККО: ОБЩЕСТВО в Словаре Кольера

Что такое МАРОККО: ОБЩЕСТВО

К статье МАРОККО

Население Марокко можно условно разделить на арабоязычное и бербероязычное, в стране неуклонно увеличивается доля городского населения, которая уже превышает долю сельского населения. Хотя племенные связи сохраняют значение для марокканских селян и их городских потомков, многие из которых остаются владельцами наследственных земель, в целом в 20 в. эти факторы во многом утратили свою социальную значимость. Во многих отношениях современное марокканское общество является переходным и характеризуется разнообразием взглядов на культуру, экономическое развитие, религию и этническую идентичность. Столкновение страны с реалиями 20 в. по-разному воспринималось различными социальными стратами марокканского общества.

На продолжении большей части 20 в. в Марокко сохранялось преимущественно сельское племенное общество. В некоторых частях страны сельская глубинка живет в соответствии с племенными традициями, а шейхи племен по-прежнему определяют течение повседневной жизни. Сельское Марокко все еще является сосредоточением племенных земель, площадь которых сокращается в результате разрастания пригородов, формирования значительной прослойки богатых землевладельцев и оттока сельского населения в города. В таких областях, как Риф и Сус, отмечается значительный отток населения в Европу.

Роль ислама. Арабы и берберы, составляющие подавляющее большинство населения, являются приверженцами ислама. Немусульманское население представлено малочисленной еврейской общиной. Ислам оказывает влияние на все стороны развития общества и политических структур страны. Марокканцы исповедуют ислам суннитского толка, а судебная система общества базируется на маликитской школе (мазхабе) исламского законодательства. Марокканцы в своем большинстве весьма набожные мусульмане, многие из них получили образование в религиозных школах (мсид). Вместе с тем на протяжении многих столетий в духовной жизни марокканского общества сосуществовали две традиции ислама. Одна из них представлена интеллектуальным "городским" исламом и основана на изучении религиозных текстов, занятиях наукой и философией. Вторая традиция, которую часто называют "народным" исламом, связана с почитанием мусульманских "святых", глубоко укорененных в массовом сознании представлениях о посредничестве между правоверным и Аллахом, и исламским мистицизмом (суфизм). Эти две религиозные традиции и определяют духовно-культурное развитие страны.

Среди приверженцев "городской" ортодоксальной традиции ислама насчитывается немало видных марокканских интеллектуалов, которые либо учились, либо преподавали в университете аль-Карауин в Фесе, одном из старейших исламских университетов мира (основан в 859).

В 1930-е годы националистически настроенные преподаватели университета шейх Шуайб аль-Дуккали и шейх Мухаммед Бен аль-Араби аль- Алауи создали движение салафитов. Интеллектуалы-салафиты рассматривали первородный очищенный ислам в качестве панацеи от политической тирании и разрушения мусульманского общества в результате проникновения европейцев. Алляль аль-Фаси и другие лидеры движения салафитов стремились изменить политическую жизнь в стране путем создания движения Истикляль (движение независимости), выступающего за создание конституционной монархии, которая гарантирует личную свободу каждого марокканца и справедливость.

Вторая, "сельская" традиция ислама, включает в себя как народную религию, нередко в сочетании с мистическим путем постижения ислама, следуя по которому ученики исламских наставников самосовершенствуются за счет выполнения духовных упражнений и религиозных ритуалов. "Пути" исламских учений принимали с 17 в. организационные формы своеобразных религиозных объединений исламских братств (турука или завийя), что, в отличие от древних родоплеменных отношений, позволяло последователям турук интегрироваться в широкую систему марокканского общества. Выдающиеся исламские наставники после смерти объявлялись "святыми", а их захоронения превращались в места паломничества как ученых-богословов (улемов), так и простых мусульман, которые верили в способность святых оградить их от зла и передать им свое благословение (барака).

Члены суфийских братств активно действуют как внутри страны, так и за ее пределами, и народный ислам сохраняет глубокие корни в традиционном массовом сознании марокканцев. Среди наиболее влиятельных братств заслуживают упоминания Насирийя (17-18 вв.), Даркава (19 в.), Айсауа и Хамадша (популярны в 18 в. среди городских низов) и Тиджанийя (популярен в 19 в. среди городской верхушки). Членов ордена Тиджанийя, следующих учению Ахмада ат-Тиджани (ум. 1815), можно встретить во многих областях Западной Африки. Орден Айсауа известен своими ежегодными маусимами (ярмарки, религиозные празднества), которые привлекают тысячи участников со всего Марокко.

Начиная с 1970-х годов в Марокко отмечался рост популярности идеалов исламского фундаментализма. Обращение молодых марокканских мусульман к строгой интерпретации ислама часто приписывают воздействию экономического кризиса и безработицы, недостаткам светских идей и политическому вакууму, возникшему в результате абсолютного преобладания королевской власти в политической и религиозной жизни Марокко. Широкомасштабное распространение фундаментализма в Марокко сдерживается религиозным характером марокканской монархии, а также примером развития соседнего Алжира, в котором начавшийся с конца 1980-х годов процесс экономической и социальной дезинтеграции прямо совпал с началом преступных акций экстремистов.

Марокканские фундаменталисты не представляют собой единой и однородной группы. Если одни открыто требуют политических перемен, то другие исповедуют более умеренные взгляды, выступая за необходимость проведения социальных реформ, направленных на укрепление религиозного чувства в каждом члене общества. Некоторые из тех, кто преследует политические цели, прибегают к насильственным действиям, другие ставят под сомнение основы монархического режима. В 1975 Организация исламской молодежи (Муназзамат аш-ашабиба аль-исламийя) под руководством Абдаль-Карима аль-Мути якобы была распущена, а ее лидеры были арестованы либо, как в случае с самим аль-Мути, отправлены в изгнание. Те члены организации, которые выступали против использования насилия, либо покинули ее ряды, либо сформировали новые исламские организации. Две из них пользуются наибольшей популярностью. "Аль-Адль ва-ль-Ихсан" (Справедливость и милосердие) выступает с критикой коррупции и социального неравенства. Лидер организации Абд ас-Салам Ясин провел три года под домашним арестом в Сале. Окружение короля Хасана пыталось направить деятельность организации "Справедливость и милосердие" в приемлемое для двора русло, и в середине 1990-х годов Абд ас-Салам Ясин был на короткое время освобожден из-под ареста.

Вторая группа - движение "Реформа и обновление" (Аль-Ислах ва-т-Тадждид), которая занимает более умеренную позицию, была сформирована Абд аль-Илахам Бенкираном. В качестве умеренной группы, деятельность которой сосредоточена на борьбе за социальные перемены, в 1996 она присоединилась к Народному демократическому конституционному движению (ИДКД), завоевавшему 9 мест в нижней палате парламента. В том же 1996 партия "Реформ и обновление" и Лига исламского будущего образовали союз, получивший название движение "Единобожие и реформы" (Ат-Таухид ва-ль-Ислах). В 1998 НДКД был преобразован в Партию справедливости и развития (ПСР).

Роль женщины в марокканском обществе. В соответствии с законами Марокко, женщина играет второстепенную роль, во всем подчиняясь мужчине. Юридический статус марокканской женщины был определен вскоре после независимости страны. Кодекс личного статуса (Мудавана) содержит положение об идеальной семье, где вся власть принадлежит мужчине. Женщина вступает в брак лишь с разрешения отца или же опекуна-мужчины, известны случаи насильственной выдачи девушек замуж. Полигамный брак - большая редкость, хотя положения исламского законодательства разрешают иметь до четырех жен.

Многие марокканские женщины ощущают унизительность своего статуса и активно выступают за изменения в своем положении. В 1980-х годах благодаря активности женщин, видных членов ряда оппозиционных партий, в районе Рабат-Касабланка было создано 13 общественно-культурных клубов. Когда в 1986-1988 в соответствии с решением властей клубы были вынуждены прекратить свою деятельность, женщины объединились в существующих и вновь созданных организациях, связанных с политическими партиями: ППС (Демократическая ассоциация женщин Марокко), Истикляль (Организация женщин партии Истикляль (ОЖИ) и Союз феминистских действий (СФД), который вобрал в себя женщин-феминисток различных политических взглядов. В 1992, вскоре после того, как король Хасан II обнародовал решение о проведении конституционного референдума, руководство СФД объявило о начале кампании по сбору подписей в поддержку требований об изменении Кодекса личного статуса.

Два последних поколения марокканских женщин имели возможность получить высшее образование, поэтому немало женщин состоит на государственной службе и заняты в сфере обслуживания. Женщины составляют ок. 20% профессорско-преподавательского состава в университетах, многие из них занимают видное положение в медицине и других профессиях. На парламентских выборах 1993 несколько женщин выдвинули свои кандидатуры, и впервые в истории страны две из них стали членами законодательного органа: Бадия Скалли (ССНС) и Латифа Беннани-Смирес (Истикляль). Видная роль в борьбе за равноправие женщин в Марокко принадлежит социологу из Рабата Фатиме Мернисси (р. 1940).

Кольер. Словарь Кольера.