Значение ИНДИЯ, ДРЕВНЯЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ: ХАРАППСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ в Словаре Кольера

Что такое ИНДИЯ, ДРЕВНЯЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ: ХАРАППСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

К статье ИНДИЯ, ДРЕВНЯЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Хараппская цивилизация, или цивилизация долины Инда, сложившаяся в результате действия вышеназванных факторов, появилась ок. 2500 до н.э. и просуществовала в первоначальных границах около тысячи лет. Ее территория протянулась на 1600 км от района, расположенного в 480 км к западу от Карачи, до предгорий Симлы; на востоке ее границы доходили до долины Джамны, в районе Дели, а на юге шла вдоль западного побережья субконтинента, до Бомбея.

Мохенджо-Даро и Хараппа. В пределах этой цивилизации существовали два крупных города: Мохенджо-Даро, на берегу Инда в Синде, и Хараппа, на берегу Рави в Пенджабе, - оба ок. 5 км в окружности. В каждом имелись укрепленные цитадели, построенные на искусственных платформах из глины и сырцового кирпича, высота которых достигала 6-15 м. В городах были обширные зернохранилища: в Хараппе - рядом с рекой, в Мохенджо-Даро - в цитадели.

В цитадели Мохенджо-Даро (Хараппа изучена меньше) имелись также здания для проведения ритуальных церемоний, священный водоем, дворцовые постройки и расположенные по бокам залы приемов. Мохенджо-Даро в целом имел прямоугольную планировку, что не имело аналогов в индийском градостроительстве в течение более 15 столетий. Примечательной особенностью Мохенджо-Даро было широкое использование канализации из обожженного кирпича. Дома, как правило, из обожженного кирпича и с двориком в центре, стояли очень тесно и были тщательно спланированы, часто в них имелись кирпичные лестницы на верхний этаж или плоскую крышу. Полы в ванных комнатах выкладывались хорошо пригнанной плиткой, имелась канализация. В городе было множество колодцев, как личного, так и общественного пользования. В некоторых домах имелись туалеты такого же типа, что и сегодня еще встречается в некоторых районах Месопотамии.

Регулярная городская застройка, подобная той, что характерна для Мохенджо-Даро, встречается и в меньших по размеру городах, например, в небольшом морском порту Лотхал на юге, на плоском побережье Камбейского залива. Здесь также были прямые улицы, дома, выстроившиеся вдоль красной линии, искусная система канализации. В порту был построен выложенный кирпичами док.

Эти города в период расцвета, по-видимому, преуспевали благодаря развитию земледелия и торговли. В Хараппе рядом с зернохранилищами находились ряды площадок для обмолота зерна, к ним примыкали сомкнутые ряды казарм, что может свидетельствовать о применении рабского труда. В Мохенджо-Даро имелись постройки барачного типа, но их назначение менее определенно. В годы расцвета центры Хараппской цивилизации развивались по единым принципам. К сожалению, наводнения, происходившие здесь на протяжении многих веков, уничтожили следы существования искусственного орошения и противопаводковых приспособлений в долине Инда.

Были ли два великих города, Мохенджо-Даро и Хараппа, взаимодополняющими конкурирующими центрами единой "обширной империи", неизвестно, но цивилизация отличалась удивительной однородностью во всех основных сферах жизнедеятельности. Только на окраинах и в сравнительно более поздние времена появляются заметные различия в ряде технологий, в первую очередь в керамике, но непременно в связи с традиционными элементами Хараппской цивилизации.

Резные печати. Наиболее примечательными из типичных для Хараппской цивилизации изделий являются резные печати, уникальные по своему виду и качеству. Обычно они изготавливались из стеатита и имели квадратную форму (иногда круглую). С обратной стороны печать вставлялась в пуговицеобразную ручку. На лицевой стороне имелись глубоко вырезанные в камне изображения какого-либо животного: единорога, короткорогого быка, горбатого буйвола, носорога, тигра, слона, фантастических зверей, иногда ритуальных человеческих или получеловеческих фигур. Почти на каждой печати были группы знаков полупиктографического письма.

Скульптура. Те немногие скульптурные произведения, которые дошли до нас, скорее можно назвать отличительными, нежели характерными для цивилизации. Самое типичное из них - каменная голова бога или знатного человека (жреца?) в половину натуральной величины, с бородой и выбритой верхней губой, низким лбом, диадемой (или повязкой с орнаментом), тяжелыми веками; плащ был украшен рисунком трилистника (клевера), что, по-видимому, имело сакральное (возможно, астральное) значение в долине Инда, подобно тому, как это было в Шумере, Египте и на Крите.

Орудия и украшения. В качестве орудий труда и оружия жители долины Инда использовали простые изделия из меди или бронзы с низким содержанием олова: плоские ножи, копья, плоские топоры без гнезда для рукоятки, которые давно уже были известны в Западной Азии. Широко применялись простые лезвия из шерта, отколотые от приготовленных для этого стержней с незначительной последующей обработкой или без нее. Украшения делали из золота, серебра, меди или фаянса, реже встречается ляпис-лазурь из Афганистана, а также бирюза из северо-восточной Персии. Другие материалы доставлялись издалека, даже из южной Индии. Отдельные предметы из долины Инда, встречающиеся при раскопках городов в Месопотамии, а также возможные указания на торговлю с долиной Инда, содержащиеся на глиняных дощечках из Ура, свидетельствуют о том, что торговали в районе Персидского залива в основном хрупкими, непрочными изделиями, и поэтому их трудно идентифицировать.

Религия. Многочисленные выполненные из терракоты фигурки женщин, обнаженных, но с украшениями, свидетельствуют о широко распространенном поклонении богине-матери, а статуэтки беременных женщин или женщин с детьми говорят о культе плодородия. Полированные камни высотой до 60 см могут быть прототипами культа фаллоса в исторической Индии. На трех печатях из Мохенджо-Даро изображены сидящие фигуры в головных уборах с рогами, а на двух - с тремя лицами, которые рассматриваются учеными как прототипы бога Шивы исторического периода. Многочисленные изображения быка, как в терракоте, так и на печатях, напоминают традиционное поклонение индийцев этому животному и ассоциируются с культом прото-Шивы. Индуистская религия позднего времени, несмотря на ее арийское обличье, возможно, позаимствовала свои основополагающие элементы у доарийских культов долины Инда. Однако отдельные звенья, связывающие долину Инда с Месопотамией, не согласуются с общей картиной: прежде всего, это печати с изображением человеческой фигуры с распростертыми руками, сдерживающей вставших на дыбы тигров. Эта фигура напоминает изображения шумерского мифического героя Гильгамеша со львами.

Письменность. Хараппская письменность, представленная символами на печатях и гончарных черепках, полностью не расшифрована. Свидетельства того, что она когда-либо развилась в чисто условный линейный набор символов, подобно вавилонской клинописи или египетской иератике, не обнаружено. Эта определенно слоговая азбука читается поочередно справа налево и слева направо, имеет числительные и достаточно развита, чтобы иметь ударения. Но даже общий смысл многих сотен примеров этой письменности все еще неясен.

Погребения. В Хараппской цивилизации не было мрачных "царских погребений", характерных для Ура в Месопотамии. Среднего жителя, как правило, хоронили головой к северу в отрытой могиле, достаточно широкой, чтобы вместить от пятнадцати до двадцати горшков и личные вещи - браслеты из ракушек, ожерелья, ножные браслеты из стеатитовых или глиняных бусин, медные кольца или серьги, медные зеркала. В то же время обнаружены две необычные могилы: одна выложена сырцовыми кирпичами, в другой находился продолговатый гроб из розового дерева с крышкой из гималайского кедра. В Лотхале, у Камбейского залива, захоронения (возможно, несколько более позднего времени) включают три двойных погребения, что может означать зарождение индийского обычая "сати" (самосожжения вдовы).

Упадок и арийское нашествие. Конец Хараппской цивилизации проходил, вероятно, неодинаково в разных ее регионах. Цивилизация в долине Инда лежала непосредственно на пути вторжения ариев, которые во II тыс. до н.э. заняли Пенджаб (Пятиречье). Память об этом нашествии сохранилась в гимнах Ригведы, самом раннем индийском литературном памятнике. Из них можно узнать и о том, как арии осаждали местные укрепления, по-видимому, города Хараппской цивилизации. Определенно известно, что конец Мохенджо-Даро был кровавым, и повинны в этом, вероятно, арии. В различных местах Мохенджо-Даро были найдены беспорядочные скопления скелетов мужчин, женщин и детей, у некоторых имелись раны от мечей или топоров; скелеты лежали там же, где упали. Наступавшие взяли город штурмом и двинулись дальше.

В тот период кочевники-арии еще не перешли к оседлости, так что такого рода налет вполне соответствовал их образу жизни. Однако независимо от того, была ли трагическая гибель Мохенджо-Даро и, возможно, других городов в долине Инда делом рук ариев или нет, существуют убедительные свидетельства того, что к этому моменту город уже находился в состоянии экономического и социального упадка. Дома были грубо поделены на отдельные маленькие жилые помещения, улицы стали уже, город неоднократно страдал от наводнений, которые оставляли после себя ил и разрушения, высокий кирпичный подиум государственного зернохранилища в цитадели постепенно погрузился в горы строительного мусора и скрылся под жалкими лачугами. С полным основанием можно утверждать, что гибели города предшествовали долгие десятилетия упадка.

Переходный период на юге. Иная судьба сложилась у южной ветви этой цивилизации, распространившейся по побережью Аравийского моря и защищенной с севера пустыней Тар и обширными солончаками Качского Ранна. Там, не испытывая непосредственной угрозы вторжения ариев и других захватчиков с пограничных гор, цивилизация органично прошла через промежуточные фазы, перерастая в культуры-преемники, которые, как показывают исследования, постепенно срастались с энеолитическими культурами Центральной Индии второй половины II и начала I тыс. до н.э.

Цивилизация в долине Инда сменилась своеобразным культурным безвременьем, в то время как на юге наблюдалась определенная трансляция прежней культуры. В самой Хараппе среди развалин торчат остовы грубо сложенных зданий из вторично использованных кирпичей. Это место известно как Кладбище Н, для которого характерна черная по белому керамика неустановленного происхождения. В другом городе в долине Инда, Чанху-Даро, в 130 км к югу от Мохенджо-Даро, хараппское население сменилось поселенцами, принадлежавшими к культуре Джхукар, стоявшей на более низкой ступени развития. Они делали грубые глиняные изделия и пользовались круглыми печатями-пуговицами из керамики или фаянса с ячеечным рисунком, похожими на печати, найденные на севере Ирана и на Кавказе во II тыс. до н.э. Через некоторое время этих жителей сменили другие поселенцы, т.н. культура Джхангар. Отдельные бронзовые и медные находки в Сулеймановых горах (Западный Пакистан) и горах Белуджистана также напоминают кавказские и иранские формы, а могильные пирамиды из камней содержат предметы, напоминающие иранские периода ок. 1000 до н.э. Имеющиеся свидетельства говорят о довольно разнообразном проникновении из Анатолии и с запада, т.е. со стороны вторжения ариев.

Позже в долине Ганга и Джамны появляется своеобразная медная и бронзовая индустрия, вслед за которой возникают первые в этом регионе города, некоторые уже в первой половине I тыс. до н.э.

Энеолитические культуры Центральной Индии. Неваза и Махешвар. Тем временем вдоль рек прибрежных районов Катхиавада и Саураштры возник ряд энеолитических культур, находившихся в стадии перехода от сельских общин к более высоким формам организации. Промежуточное положение между культурами центральных и западных районов занимает недавно открытое поселение в Невазе, на берегу реки Правара, в 55 км к северо-востоку от Ахмаднагара. Здесь была построена достаточно большая деревня, состоявшая из хрупких строений, которая неоднократно перестраивалась в периоды между 1500-900 до н.э. (по данным радиоуглеродного анализа). Жители занимались пастбищным скотоводством и в какой-то мере земледелием, в числе возделывавшихся культур был и рис. Они плавили медь, из которой делали простые резцы, браслеты и бусы, но больше всего использовались полированные каменные топоры и микролиты, изготовленные из халцедона, агата и шерта. Микролиты представлены лезвиями, обычно подвергнутыми легкой вторичной обработке или без нее, но иногда встречаются и хребтообразные, серповидные, треугольные, трапециевидные, которые, по-видимому, вставлялись в сделанные в дереве или кости углубления и являлись частью составного орудия. Керамические изделия изготовлялись на гончарном круге: это сосуды с красными носиками, украшенными черным штриховым или треугольным орнаментом по бордюру, иногда встречаются изображения собак, диких козлов и других животных. Погребения - найдены главным образом детские - производились в урнах и часто помещались под полом жилища.

Поселения подобного типа во множестве возникали по берегам крупных рек в Центральной Индии и просуществовали в отдельных случаях до середины I тыс. до н.э. Одно из них, в Махешваре, где находилась главная переправа через реку Нарбада в ее среднем течении, уже приближалось к статусу города, когда туда, как и в другие районы Центральной Индии, в 500 до н.э. или несколько позже начали проникать элементы гангской цивилизации железного века.

Кольер. Словарь Кольера.