(от греч. daimon), наука и религиозная практика, объектом которой выступают сверхъестественные существа, называемые демонами, бесами, духами или гениями. В зависимости от типа демонологических представлений демоны - это либо человеческие души, называемые гениями или духами предков, либо воплотившиеся призраки, обычно враждебные человеку. В отличие от душ, обитающих только в духовном мире, демоны могут принимать телесный облик для того, чтобы совершать свои злокозненные деяния. В таких случаях демон - это человек или животное, "одержимые" вселившимся в них злым духом, который, если бы он оставался бестелесным, не имел бы возможности вредить земным существам. Демонология предполагает также веру в то, что на события земной жизни оказывают влияние духи, принадлежащие к некой духовной иерархии, в которой они выступают в качестве посланцев или посредников одного высшего духа. Далеко не все духи злокозненны; те из них, которые связаны с неодушевленной природой, могут быть либо равнодушны к человеку, либо даже доброжелательны к нему.
Типы духов. Духи растительного мира. Гибель посевов и неурожаи приписывались действию злых духов. Всякий овощ, всякий плод, всякое дерево, куст или цветок имели своего духа-защитника и духа-вредителя. Предполагалось, что эти духи пребывают в непрестанной борьбе, и люди должны были задобрить первого и защитить себя от второго, совершая жертвоприношения, соблюдая различные табу и неукоснительно следуя древним обычаям.
Водяные духи - это добрые и злые духи озер, ключей и родников, ручьев и рек.
Домашние духи и духи общины. Известные также под именем "гениев", они считались защитниками дома или всего места обитания племени. Часто в качестве таких духов почитали змей. Домашней жабе или змее не причиняли вреда потому, что видели в них воплощение дружественного духа, а также потому, что продолжительность жизни отца семейства зависела от продолжительности жизни этой жабы или змеи. С этим поверьем сходно другое, широко распространенное в Швеции, согласно которому залетевший в дом голубь является предвестником смерти - так же, как и воющая у ворот собака. Маниту, дух-покровитель в мифологии американских индейцев, - типичный пример духа дома и общины.
Духи предков. Вера в духов предков и практика поклонения предкам распространены особенно широко. Более примитивная форма демонологии считает злыми духами души самоубийц, людей, умерших насильственной смертью, и женщин, умерших при родах. Духи людей, после смерти оставшихся непогребенными, внушали больший страх, чем обыкновенные призраки. Поклонение духам предков как божествам или как бессмертным душам скончавшихся членов рода отражает веру в бессмертие и почти универсальную уверенность в том, что смерть не разрушает связи индивида с общиной, племенем или родом. Посмертный статус индивида прямо зависит от его прижизненного статуса. Поэтому к духу умершего относятся с теми же почтением, любовью или страхом, которые тот внушал при жизни. Все умершие внушают почтительный страх, однако тех, кто прожил дурную жизнь или умер насильственной смертью, боятся гораздо больше: считается, что они склонны чинить вред или желают отмщения. Поэтому живые должны всячески ограждать себя от опасных духов или демонов. Отсюда - исключительно важная роль, которая отводится изгнанию злых духов и заклинаниям.
Демоны сновидений. С верой в духов предков связано чрезвычайно распространенное среди первобытных народов убеждение в том, что демоны являются людям во сне. В этой связи особенно интересно поверье, что кони особенно подвержены нападениям демонов, которые вскакивают на них по ночам и загоняют их до смерти. С этим суеверием связано происхождение слова "кошмар" (от др.-англ. maer, "дух"). Другие существа, одержимые демонами, - вампиры, полтергейсты, оборотни, бешеные собаки и тигры - могут являться во сне и мучить спящего.