Значение ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА КОНГО, ДРК: ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА в Словаре Кольера

ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА КОНГО, ДРК: ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА

К статье ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА КОНГО, ДРК

Общая характеристика. В стране проживают народы 250 языковых групп. На протяжении многих веков народы севера зоны саванн Конго поддерживали связи с населением государственных образований внутренних районов Западной Африки и района Нила. Расположенное на западе королевство Конго еще в конце 15 - начале 16 вв. установило отношения с Португалией и Ватиканом. На протяжении 19 в. развивались отношения народов восточной части страны с населением побережья Восточной Африки, и незадолго до прихода европейцев в области Маниема к западу от оз. Танганьика стали возникать арабо-суахилийские торговые государственные образования. В 19 в. народы южных областей испытывали военное давление южноафриканского народа нгони.

Социальная структура. Хотя миграционные процессы между городом и деревней продолжаются, социальная структура сельского общества значительно отличается от городского. В колониальный период конголезский средний класс почти целиком состоял из белых. У африканцев было мало возможностей получить высшее или среднее специальное образование, поэтому бльшую часть руководящих должностей в государственном аппарате и компаниях занимали европейцы. После завоевания независимости африканцы заняли высшие административные посты, а компаниям, которые некоторое время продолжали находиться под контролем иностранцев, были предписано набирать управленческий персонал из африканцев. С 1960 в Конго стал формироваться африканский средний класс. В стране достаточно много предпринимателей-африканцев, однако процесс становления африканской буржуазии идет более медленными темпами.

Значительный по численности отряд наемных работников сложился в горнодобывающей промышленности, на плантациях, транспорте и предприятиях легкой промышленности. После независимости в стране появилась многочисленная группа частично занятых или полностью безработных людей, состоящая главным образом из молодежи. Они живут случайными заработками, уличной торговлей или благодаря помощи имеющих постоянную работу родственников. Подавляющее большинство конголезских земледельцев владеет мелкими наделами, где они выращивают продовольственные культуры, а также товарные культуры, если есть возможность их выгодно продать.

В некоторых районах, расположенных главным образом в восточной части страны, сохраняется влияние традиционных социальных структур.

Религия и религиозные институты. В колониальный период активную работу среди местного населения проводили христианские миссионеры; к 1960 их численность в Конго достигла 10 тыс. человек. Особым покровительством колониальной администрации пользовались католические миссии, которыми руководили бельгийцы. Церкви и миссии стали образовательными центрами для африканцев, где их начали выдвигать на руководящие посты задолго до того, как такая практика прижилась в административных органах и иностранных компаниях. Благодаря религиозной и образовательной деятельности миссий подавляющее большинство конголезцев было обращено в христианство.

Важную роль играла третья по численности христианская община - независимая африканская церковь, главой которой в 1921 стал Симон Кимбангу. В своем учении С.Кимбангу соединил идеи протестантизма и африканских традиционных верований. Бельгийские власти сочли, что проповеди Кимбангу о богоизбранности африканцев представляют угрозу европейскому господству в Конго. С.Кимбангу, как и многие его последователи, был помещен в тюрьму, где умер после 30 лет заключения. Тем не менее сторонников кимбангизма становилось все больше, и в 1959 кимбангизм был признан в качестве официальной религии. В 1969 Церковь Иисуса Христа на земле, основанная Симоном Кимбангу, стала членом Всемирного совета церквей со штаб-квартирой в Женеве.

Четвертой и самой малочисленной христианской общиной в Конго являются сторонники православной церкви, составляющие менее 1% конголезских христиан. Хотя православная вера была привнесена в Конго греческими торговцами, чьи церкви оставались исключительно греческими даже после обретения независимости, значительное число конголезцев приняли православие, в результате чего в стране возникла еще одна влиятельная религиозная община.

Одна из наиболее быстро растущих религиозных общин в Конго - мусульмане. Из мест своего традиционного влияния на востоке и северо-востоке страны ислам распространяется по всей ее территории. Ислам проник в Конго в середине 19 в. с арабо-суахилийскими торговцами рабами и слоновой костью из Занзибара и с побережья Восточной Африки. Конголезцев-мусульман легко отличить по белым длинным одеяниям, распространенным среди исламизированного населения побережья Восточной Африки.

Организации и общественные движения. После Второй мировой войны в конголезских городах возникли разнообразные организации африканцев; ассоциации выпускников колледжей, клубы интеллектуального досуга, этнические ассоциации и профсоюзы.

До 1967 профсоюзное движение было расколото на три крупные организации, что явилось следствием конфликтов между католическими и социалистическими профсоюзами Бельгии, а также личных амбиций профсоюзных лидеров. В 1967 в рамках однопартийного режима все профсоюзы были объединены в один. Независимые профсоюзы возродились уже после отмены в 1990 однопартийной системы.

Наиболее упорное сопротивление установлению контроля правящей партии над своей организацией оказали студенты. После ряда серьезных конфликтов с режимом студенческое движение было инкорпорировано в молодежную организацию правящей партии. После 1990 студенты, как и другие социальные группы, получили право участвовать в любой законной общественно-политической деятельности.

Образование. Первые школы появились в Конго в конце 19 в. После окончания курса начальной школы африканцы имели возможность продолжать образование только в католических семинариях.

После войны колониальная администрация стала оказывать помощь христианским миссиям в расширении системы школьного образования. В 1948 правительственные субсидии были впервые выделены протестантским миссиям. Основное внимание уделялось увеличению числа начальных школ. После 1960 эта проблема находилась в центре внимания всех правительств. В начале 1970-х расходы на образование превышали 25% государственного бюджета. Экономический кризис 1980-1990-х годов пагубно отразился на всей системе образования. Чтобы выжить в условиях нехватки средств на оплату труда преподавателей, закупки всего необходимого для учебного процесса и ремонта школьных зданий, работники просвещения вынуждены обращаться за помощью к родителям учащихся. Дипломы об окончании средней школы выдаются выпускникам от лица правительства после успешной сдачи государственных экзаменов. К сдаче этих экзаменов плохо подготовлены учащиеся школ в отдаленных районах, где не хватает учителей и учебных пособий. Из-за трудностей сельской жизни преподаватели с университетским дипломом предпочитают работать в городских школах.

В 1954 бельгийцы создали католический университет в Леопольдвиле (совр. Киншаса), а в 1955 - государственный университет в Элизабетвиле (совр. Лубумбаши). После 1960 в Конго появился ряд новых высших учебных заведений. Так, в 1963 был открыт протестантский университет в Стэнливилле (совр. Кисангани), в разных городах страны открылись двери медицинских, сельскохозяйственных, технических, торговых и других вузов. В 1971 все три университета были слиты в один - Национальный университет Заира, но в 1981 каждому из них был возвращен статус самостоятельного учебного заведения.

Кольер. Словарь Кольера.