Значение ГЭ У в Словаре Кольера

ГЭ У

"Выверение вещей" ("постижение вещей", "изучение объектов", "классификация предметов") - основополагающий термин китайской гносеопраксиологии, одно из 8 "основоположений" (тяо му) первой книги конфуцианского Четверокнижия Да сюэ (5-3 вв. до н.э.), т.е. гл. 42/39 Ли цзи, связанное прежде всего со следующим "основоположением" - "чжи чжи": "доведения знания до конца (чжи чжи) состоит в выверении вещей". Древнейший комментатор текста Чжэн Сюань (127-200) определил "гэ" как "привлечение" (лай), подразумевая адекватную реакцию "вещей", уподобленных им "делам" (ши3), т.е. всех объективных явлений, на правильное знание. С превращенным в неоконфуцианстве Да сюэ в самостоятельное произведение, первое в Четверокнижии, особое значение приобрел и термин "гэ у". Чэн И (1033-1107) интерпретировал его с помощью тезиса "Чжоу и" об "истощающем принципов" (цюн ли). Чжу Си (1130-1200) развил и канонизировал эту интерпретацию. Воспользовавшись определением "гэ" как "достижения" (чжи9) в каноническом словаре Эр я (Приближение к классике, 3-2 в. до н.э.), он отождествил гэ у с постижением заключенных в "делах и вещах" принципов (ли). Его главный оппонент в неоконфуцианстве Ван Янмин (1472-1529) предложил понимать "гэ" как "выправление" (чжэн), имея в виду правильное отношение к "вещам" (у), которые в свою очередь сводились к делам (ши3), а те - прежде всего помыслам, заключенным в "собственном сердце" (шэнь синь) и направленным на "усовершенствование своей личности" (сю шэнь).

В ходе начавшегося в 17 в. развития критики как чжусианства, так и янминизма на первый план выдвинулось истолкование гэ у в качестве практического отношения к вещам, по выражению Янь Юаня (1635-1704), их "выверения руками" (шоу гэ ци у). В конце 19 в. этим термином стали обозначаться западные естественные науки, в современном языке он имеет значение "естествознание, природоведение".

Кольер. Словарь Кольера.