Значение ГРЕЦИЯ: ИСТОРИЯ - Н. ЭЛЛИНИЗМ И ПРАВОСЛАВИЕ в Словаре Кольера

ГРЕЦИЯ: ИСТОРИЯ - Н. ЭЛЛИНИЗМ И ПРАВОСЛАВИЕ

К статье ГРЕЦИЯ: ИСТОРИЯ

Благодаря сокращению территории Византийская империя стала более однородной - греческой - по этническому составу. Греки переселялись в районы, перешедшие под власть Византии, славян насильственно выселяли с Балкан в Малую Азию, а армян - из Малой Азии на Балканы. В этих обстоятельствах возрос интерес государства к Аттике и Пелопоннесу, который оставался в значительной степени эллинским, или языческим.

В 7 в. начался процесс примирения между эллинизмом и православием (или восточным христианством), что привело к преобразованию последнего в греческое православие, отличное как от восточных церквей (например, армянской и коптской), так и от латинской, или западной, церкви Рима. Важную роль в формировании греческого православия сыграл политический и церковный кризис, разразившийся в связи с иконоборческим движением, которое сотрясало империю в 8 и 9 вв. В императорском эдикте от 726 содержалось повеление уничтожить иконы, т.е. широко почитаемые в народе изображения Иисуса, девы Марии и святых. Во главе сопротивления иконоборческому эдикту встали прежде всего монахи из монастырей, расположенных в европейской части империи, особенно в современной Греции. Народное возмущение попытками удалить иконы из церквей в 727 привело к восстанию на Эгейском море. Суровость преследований, которым подвергались защитники икон, менялась по мере изменения имперской политики. В 814 в Византийской империи разразилась новая волна иконоборчества, вызвавшая второе массовое восстание в 823. Православная церковь справляет торжественное восстановление иконопочитания в 843 как Торжество Православия в первое воскресенье Великого поста. Это событие стало важным символом разделения восточной православной и католической церквей. Восточная церковь вышла из кризиса и с еще большей энергией начала распространять свою веру среди сербов и болгар на Балканах, а также западных и восточных славян, включая население древней Руси. В 9 и 10 вв. многие славянские князья были обращены в христианство. Византийское государство оправилось от жестоких внутренних распрей и, сохраняя контроль над Малой Азией, стало расширяться в северном направлении на Балканском полуострове.

От фемного управления к системе проний. Набеги славян и арабов в 7 в. привели к последовательному отказу от разделения военной и гражданской власти и переходу к фемной организации управления. Обе ветви власти - военная и гражданская - концентрировались в руках военных наместников (стратигов). В числе учрежденных фем, т.е. военно-административных округов, были Эллада и Фракия, созданные для защиты греков, обитавших в материковой Греции, от славян и болгар. Количеств фем и их границы в разные периоды менялись. Воины (стратиоты) получали неотчуждаемые земельные наделы в фемах, а взамен они и их потомки обязывались служить в армии. Многие негреки, особенно славяне и армяне в пограничных фемах, поступали на военную службу, чтобы получить землю, и тем самым вовлекались в процесс эллинизации. Такая система подрывала авторитет местной аристократии и усиливала власть центрального правительства и чиновничества. Экономическая жизнь греческих фем отражала общее положение дел в империи. Византия извлекала выгоду из монопольной торговли с Западной Европой, а также из продукции местной промышленности, например производства шелка в Коринфе и Фивах.

Однако в 11 в. столичные чиновники, провинциальная земельная аристократия и такие религиозные общины, как крупный монастырский центр на Афоне, начали усиливать свою мощь и влияние, подрывая тем самым фемную систему. Стратиотов стали облагать налогами, с другой стороны, они получали освобождение от военной службы за уплату определенной суммы, что делало власти все более зависимыми от наемников. На смену фемной системе приходила система проний. Прония - это передача частным лицам прав на управление определенной территорией и иными потенциальными источниками дохода. Передачу осуществляло испытывавшее хроническую нехватку средств правительство, а получавшее пронию лицо обязывалось взамен уплачивать определенную сумму деньгами или выполнять те или иные военные или гражданские функции.

Ослабление военной организации империи и обострение конфликта между крестьянами и крупными землевладельцами сыграли решающую роль перед лицом новой опасности для Византии - турок-сельджуков. Овладев в 1055 арабским Багдадом, сельджуки нахлынули на азиатскую часть Византийской империи, где к ним примкнули многие стратиоты. Византийская армия потерпела сокрушительное поражение в Армении в 1071, и турки-сельджуки захватили всю Малую Азию, за исключением ее западного побережья, где большинство населения составляли греки. Нашествие сельджуков совпало по времени с установлением (при поддержке пап) власти норманнов над византийскими областями южной Италии. Позиция, занятая папами, была связана с углублением противоречий между Константинополем и Римом. Византийской империи пришлось также столкнуться с восстаниями славян в Македонии, Болгарии и Сербии.

Кольер. Словарь Кольера.