Значение ГЕССЕН, СЕРГЕЙ ИОСИФОВИЧ в Словаре Кольера

ГЕССЕН, СЕРГЕЙ ИОСИФОВИЧ

(1887-1950), русский философ. Родился в Усть-Сысольске 16 августа 1887. Окончил юридический факультет Петербургского университета. Философское образование получил в Германии, в университетах Гейдельберга и Фрейбурга, где занимался под руководством Г.Риккерта, В.Виндельбанда, Б.Ласка. В 1910 защитил в Германии докторскую диссертацию Об индивидуальной причинности. Гессен поддерживал отношения с молодыми русскими и немецкими философами: Ф.Степуном, Б.Яковенко, Р.Кронером, Г.Мелисом и др. В этом кругу возникает идея создания международного журнала, посвященного проблемам философии культуры. Таким журналом стал "Логос" (1910-1914), в издании которого активное участие принимал Гессен. В 1913-1917 Гессен - приват-доцент Петербургского университета. В 1917-1920 - профессор Томского университета. В 1922 Гессен покидает Россию. С 1924 - профессор Русского педагогического института в Праге. В 1934 переезжает в Польшу, где преподавал в университетах Варшавы и Лодзи. Умер Гессен в Лодзи 2 июля 1950.

Глубоко усвоив принципы кантианского трансцендентализма, Гессен в своей философской антропологии и педагогической концепции (педагогика - "прикладная философия") стремился связать принципы "критической" гносеологии с определенной онтологической системой. "Личность обретается только через работу над сверхличными задачами...", утверждал Гессен в Основах педагогики. "Могущество индивидуальности коренится не в ней самой, не в природной мощи ее психофизического организма, но в тех духовных ценностях, которыми проникаются тело и душа и которые просвечивают в них как задания ее творческих устремлений". В.В.Зеньковский отмечал близость позиции Гессена в данном вопросе принципам метафизики всеединства Вл.С.Соловьева. Однако и на онтологическом уровне свои права в системе Гессена сохраняет трансцендентализм. Об этом совершенно определенно свидетельствует его утверждение, что "мир не исчерпывается физической и психической действительностью; кроме физического и психического, есть еще третье царство - царство ценностей и смысла". "Царство ценностей и смысла" безусловно имеет трансцендентальный статус, вполне вписывается в контекст кантианского "критицизма" и принципиально отличается от основополагающих принципов онтологии всеединства. У Гессена изначально эмпирический субъект, приобщаясь к этим высшим ценностям, "созидает" себя как личность. В ряде работ Гессена рассматривались проблемы нравственной философии (в частности, его статьи о Ф.М.Достоевском и Вл.С.Соловьеве), теории права, закономерности общественного развития. Он отстаивал реальность и возможность "правового социализма", воспринимающего и развивающего либеральные и демократические ценности.

Кольер. Словарь Кольера.