Значение ВЬЕТНАМ: КУЛЬТУРА - Б. ЛИТЕРАТУРА в Словаре Кольера

Что такое ВЬЕТНАМ: КУЛЬТУРА - Б. ЛИТЕРАТУРА

К статье ВЬЕТНАМ: КУЛЬТУРА

Древний фольклор представлен циклом мифологических преданий о Государе Драконе Лака (Лак Лонг Куэне), о рождении первых людей из яиц, богатырской сказкой о Фу Донге, преданиями о строительстве Крепости-улитки (Колоа), о воительницах сестрах Чынг. Сохранился цикл мифоэпических сказаний мыонгов Рождение Воды и рождение Земли. Ранние памятники вьетнамской литературы датируются 10-12 вв. В 13-14 вв. получила развитие придворная поэзия. Патриотические настроения выражены в стихах и ритмической прозе о борьбе с монгольским нашествием в 13 в.: Воззвание к военачальникам (1285) Чан Хынг Дао (1232-1300). В 14 в. зарождается средневековая новелла, которая формировалась на основе традиций повествовательного фольклора и исторических хроник: Собрание чудес и таинств земли Вьет (1329) Ли Тэ Сюйена. В 15 в. развивается поэзия на разговорном языке, основоположником которой был Нгуен Чай (1380-1442): Сборник стихов на родном языке. Важную роль в этом процессе сыграл поэт Ле Тхань Тонг (1442-1497) и литературное объединение Собрание двадцати восьми звезд. В 16-17 вв. получили распространение ритмическая проза, философская поэзия: Нгуен Бинь Кхием (1491-1585), Фунг Кхак Кхоан (1528-1613). В конце 17 - начале 18 в. создана обширная историко-эпическая поэма Книга Небесного Юга.

Зарождение в литературе 18 в. жанра лирической поэмы (нгэм) открыло возможности для глубокого раскрытия духовного мира человека: поэтесса Доан Тхи Дьем (1705-1748), поэт Нгуен За Тхиеу (1741-1798). Наступил расцвет повествовательной поэмы (чуен), отражавшей частную жизнь: Нгуен Хыу Хао (?-1713), Фам Тхай (1777-1813). Синтезом традиций этих жанров явилась поэма Нгуен Зу (1766?-1820) Стенания истерзанной души (или Киеу) - выдающийся памятник вьетнамской классической поэзии. Двуплановые стихи поэтессы Хо Суан Хыонг (конец 18 - начало 19 в.) утверждали ценность чувственной жизни человека. В прозе появляются жанры романа-эпопеи (Император Ле - объединитель страны), очерки (Ле Куй Дон, Фам Динь Хо), описания путешествий, в том числе в Европу: Книга записей разных дел (1822) Фелипе Биня (1759-1832?).

Со второй половины 19 в. вьетнамская литература развивалась в условиях сопротивления французской колониальной экспансии. Появилось направление, основоположником которого был поэт Нгуен Динь Тьеу (1822-1888), связанное с национально-освободительным движением. По мере становления колониального общества усиливается сатирическая тенденция.

В первой четверти 20 в. под влиянием европейской литературы формируются современные прозаические жанры: новелла, роман, драма. В 1930-х годах возникает движение "Новая поэзия". В литературе появляются романтическое (Нят Линь, 1906-1963; Кхай Хынг, 1896-1947; Тхать Лим, 1910-1942) и реалистическое (Нго Тат Та, 1894-1954; Нгуен Конг Хоан, 1903-1977; Ву Чонг Фунг, 1912-1939; Нам Као, 1915-1951) направления.

В последние десятилетия 20 в. структура вьетнамской литературы постепенно сближается со структурой литературы стран Европы и Америки: прозаики Нгуен Хонг (1918-1982), То Хоай (р. 1920), Ле Лыу (р. 1942), Нгуен Мань Туан (р. 1945), поэты Суан Зьеу (1916-1985), Те Лан Виен (р. 1919), Те Хань (р. 1920), поэт и драматург Нгуен Динь Тхи (р. 1924).

Кольер. Словарь Кольера.