К статье ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ
Аморийская и Македонская династии. Исаврийскую династию сменила недолго находившаяся у власти Аморийская, или Фригийская, династия (820-867), основателем которой был Михаил II, в прошлом простой солдат из города Аморий в Малой Азии. При императоре Михаиле III (правил в 842-867) империя вступила в продолжавшийся почти 200 лет (842-1025) период новой экспансии, заставивший вспомнить о ее былом могуществе. Однако Аморийскую династию сверг Василий, суровый и честолюбивый фаворит императора. Крестьянин, в недавнем прошлом конюх, Василий возвысился до поста великого камергера, после чего добился казни Варды, могущественного дяди Михаила III, а год спустя сместил и казнил самого Михаила. По происхождению Василий был армянином, но родился в Македонии (северная Греция), и поэтому основанная им династия получила название Македонской. Македонская династия была весьма популярной и просуществовала до 1056.
Василий I (правил в 867-886) был энергичным и одаренным правителем. Его административные преобразования продолжил Лев VI Мудрый (правил в 886-912), в правление которого империю постигли неудачи: арабы захватили Сицилию, к Константинополю подошел русский князь Олег. Сын Льва Константин VII Багрянородный (правил в 913-959) сосредоточился на литературной деятельности, а военными делами заправлял соправитель, флотоводец Роман I Лакапин (правил в 913-944). Сын Константина Роман II (правил в 959-963) умер через четыре года после восшествия на престол, оставив двух малолетних сыновей, до совершеннолетия которых в качестве соимператоров правили выдающиеся военачальники Никифор II Фока (в 963-969) и Иоанн I Цимисхий (в 969-976). Достигнув совершеннолетия, сын Романа II вступил на трон под именем Василия II (правил в 976-1025).
Успехи в борьбе против арабов. Военные успехи Византии при императорах Македонской династии имели место главным образом на двух фронтах: в борьбе с арабами на востоке, и с болгарами на севере.
Продвижение арабов во внутренние районы Малой Азии было остановлено еще исаврийскими императорами в 8 в., однако мусульмане укрепились в юго-восточных горных районах, откуда то и дело устраивали набеги на христианские области. Арабский флот господствовал на Средиземном море. Были захвачены Сицилия и Крит, а Кипр находился под полным контролем мусульман.
В середине 9 в. положение изменилось. Под давлением крупных землевладельцев Малой Азии, желавших отодвинуть границы государства к востоку и расширить свои владения за счет новых земель, византийская армия вторглась в Армению и Месопотамию, установила контроль над горами Тавра и захватила Сирию и даже Палестину. Неменьшее значение имело и присоединение двух островов - Крита и Кипра.
Война против болгар. На Балканах основной проблемой в период с 842 по 1025 была угроза со стороны Первого Болгарского царства, оформившегося во второй половине 9 в. государства славян и тюркоязычных протоболгар. В 865 болгарский князь Борис I ввел среди подвластного ему народа христианство. Однако принятие христианства ни в коей мере не охладило честолюбивых замыслов болгарских правителей. Сын Бориса, царь Симеон, несколько раз вторгался в Византию, пытаясь захватить Константинополь. Его планы были нарушены флотоводцем Романом Лакапином, ставшим впоследствии соимператором. Тем не менее империи приходилось быть начеку. В критический момент Никифор II, уделявший основное внимание завоеваниям на востоке, обратился за помощью в усмирении болгар к киевскому князю Святославу, однако обнаружил, что русские сами стремятся занять место болгар. В 971 Иоанн I наконец одолел и изгнал русских и присоединил к империи восточную часть Болгарии. Болгария была окончательно покорена его преемником Василием II в ходе нескольких ожесточенных кампаний против болгарского царя Самуила, создавшего на территории Македонии государство со столицей в городе Охрида (совр. Охрид). После того как в 1018 Василий занял Охриду, Болгария была разделена на несколько провинций в составе Византийской империи, а Василий получил прозвище Болгаробоец.
Италия. Положение в Италии, как случалось и прежде, было менее благоприятным. При Альберике, "принцепсе и сенаторе всех римлян", папская власть относилась к Византии без пристрастия, но начиная с 961 контроль над папами перешел к германскому королю Оттону I из Саксонской династии, который в 962 был коронован в Риме в качестве императора Священной Римской империи. Оттон стремился заключить союз с Константинополем, и после двух безуспешных посольств в 972 ему все же удалось добиться для своего сына Оттона II руки Феофано, родственницы императора Иоанна I.
Внутренние достижения империи. В период правления Македонской династии византийцы достигли впечатляющих успехов. Процветали литература и искусство. Василий I создал комиссию, которой было поручено пересмотреть законодательство и сформулировать его на греческом языке. При сыне Василия Льве VI был составлен сборник законов, известный как Базилики, частично основанный на кодексе Юстиниана и фактически его заменивший.
Миссионерство. Не менее важное значение в этот период развития страны имела миссионерская деятельность. Начали ее Кирилл и Мефодий, которые в качестве проповедников христианства среди славян дошли до самой Моравии (хотя в конце концов область оказалась в сфере влияния католической церкви). Обитавшие по соседству с Византией балканские славяне приняли православие, хотя при этом не обошлось без недолгой размолвки с Римом, когда хитрый и беспринципный болгарский князь Борис, добиваясь привилегий для только что созданной церкви, ставил то на Рим, то на Константинополь. Славяне получили право проводить богослужения на родном языке (старославянском). Славяне и греки совместно обучали священников и монахов и переводили религиозную литературу с греческого языка.
Приблизительно сто лет спустя, в 989, церковь добилась еще одного успеха, когда киевский князь Владимир принял христианство и установил тесные связи Киевской Руси и ее новой христианской церкви с Византией. Этот союз был скреплен браком родной сестры Василия Анны и князя Владимира.
Патриаршество Фотия. В последние годы правления Аморийской династии и первые годы Македонской династии христианское единство было подорвано крупным конфликтом с Римом в связи с назначением Фотия, мирянина большой учености, патриархом Константинопольским. В 863 папа объявил назначение не имеющим законной силы, а в ответ в 867 церковный собор в Константинополе объявил о смещении папы.