К статье БЛИЖНИЙ И СРЕДНИЙ ВОСТОК
Социальные группы. Родственные связи. Как у мусульман, так и у немусульман счет родства ведется по мужской линии, по ней же выделяются семейные и фамильные группы с различной степенью интегрированности их членов. Самая малочисленная группа - семья, члены которой живут вместе. Более крупными образованиями, где взаимная поддержка и тесное взаимодействие слабее, чем в семье, являются большая семья, род или клан и племя. Во многих отношениях понятие этнической принадлежности - продолжение того же принципа. В обществах Ближнего и Среднего Востока этническую и первоначальную социальную принадлежность человек наследует от отца.
Семья, состоящая из мужа, жены и детей, является основой общности родственников и базовой ячейкой экономической взаимопомощи. Члены этой общности могут занимать отдельное жилище и в экономическом смысле полагаться только на собственные силы, а могут вести совместное хозяйство и жить под одной крышей с ближайшими родственниками из большой семьи. Большая семья состоит из семей-ячеек, объединенных родственными связями по мужской линии между отцами и детьми и между братьями и сестрами. Так, большая семья может состоять из мужа и жены, их неженатых детей, женатых сыновей с их женами и незамужнего и неженатого потомства от этих браков. Последняя перепись населения в Турции показала, что почти в каждом четвертом сельском доме и в каждом седьмом городском доме проживают две и более родственные семьи. В менее промышленно развитых районах эти показатели могут быть выше.
Поскольку обычно новобрачные поселяются в деревне в доме родителей мужа, большая семья проживает компактно и является эффективной структурой для экономического, социального и политического взаимодействия. На большей части Ближнего и Среднего Востока сложилась традиция, которая сохраняется и в наши дни: именно большая семья, а не общество в целом предоставляет личности экономическую и социальную защищенность. Взаимные обязательства внутри большой семьи обеспечивают ее членам по меньшей мере прожиточный минимум за счет общих запасов, а при возможности открывают доступ к экономическим ресурсам, таким, как работа, наследство, земля или домашние животные. Принадлежность к определенной родственной группе определяет социальный статус человека. Характерная забота о чести семьи - необходимость, от этого зависят положение и репутация каждого члена данной родственной группы. В политической сфере личность защищена родственниками от внешних опасностей. В случае нанесения кому-либо тяжелого оскорбления или крупного ущерба все родственники-мужчины связаны обязанностью мести.
Пользуясь такой помощью и поддержкой, человек, в свою очередь, несет высокую степень ответственности перед родственниками. Объединение родственников (по крайней мере номинально) управляется старшими членами мужского рода, власть семьи может распространяться на различные стороны жизни человека, включая выбор супруга при вступлении в брак и контроль за поведением в обществе.
Разрешенная исламом полигамия запрещена законом в Турции и во многих других странах Ближнего и Среднего Востока. Нигде в регионе доля полигамных браков не превышает 10%. В разных регионах и у разных социальных классов брачные обычаи имеют свои особенности, однако их объединяет то, что браки заключаются между близкими родственниками. Браки между родственниками по мужской линии поощряются в арабоязычных странах и в значительной мере в Турции и Иране.
Следующим, более крупным объединением является род или клан. Это расширенная большая семья с более древней генеалогией, его члены ведут свое происхождение от некоего древнего знаменитого предка. Род обычно считается составной частью племени. Он может делиться на подроды, членов которых объединяет происхождение от общего предка, жившего в более поздние времена, чем предок рода. Как и в большой семье, члены рода несут взаимные, хотя и менее значительные экономические, социальные и политические обязательства. Принадлежность индивидуума к роду не столь важна для удовлетворения его насущных нужд, как принадлежность к семье, поскольку род крупнее и его члены нередко живут далеко друг от друга. Жители городов не придают большого значения своей принадлежности к тому или иному роду, что не мешает им использовать в случае необходимости дальние родственные связи. У кочевников род может быть объединением, внутри которого налажено разделение труда во время выпаса скота на пастбищах. У крестьян принадлежность к роду определяет основные политические пристрастия, но обычно не является поводом для объединения основных хозяйственных ресурсов. В деревнях на основе родов или других патрилинейных объединений обычно формируются политические группировки.
Племя является самой крупной родственной группой. Оно состоит из родов, связанных идеей происхождения от общего древнего предка. В общем виде принадлежность к племени похожа на этническую общность и означает несколько больше, чем осознание общей истории и единого происхождения. Однако при определенных обстоятельствах племенная принадлежность и солидарность могут быть основой для политических и социальных действий. Например, в период ослабления государственной власти в Иране в конце 1970-х - начале 1980-х годов учет племенной организации стал важным фактором в осуществлении региональной исполнительной власти. Во время восстаний курдов действовали военные части, сформированные по племенному принципу.
Племенные связи отчетливо прослеживаются среди скотоводов-кочевников, таких как бедуины, и играют важную роль в их обществе. У бедуинов племя традиционно было крупнейшей политической общностью, с которой ассоциировал себя индивид и которая занимала или удерживала определенную территорию. По традиции именно глава бедуинского племени предоставляет материальную помощь обездоленным и является верховным судьей в разрешении внутриплеменных конфликтов. У некоторых племен, например в Турции и в северном Ираке, никогда не было исключительных прав на территорию. У городского населения по всему Ближнему и Среднему Востоку не существует практики ссылаться на принадлежность к тому или иному племени для определения своего социального статуса. Это практикуется в некоторых частях Аравийского п-ова семьями с политическим весом для достижения конкретных политических целей.
Религиозные объединения. На Ближнем и Среднем Востоке существует множество исламских, христианских и иудейских объединений. Наряду с религиозными различиями между этими группами существуют социальные и политические противоречия, и подчас отношения между ними носят враждебный характер.
Ислам, который исповедует подавляющее большинство населения региона, представлен двумя основными течениями - суннизмом и шиизмом. Шииты, в свою очередь, разделены на несколько более мелких групп. Суннизм преобладает в Египте, Сирии, Иордании, на Аравийском п-ове, в Турции, а также в Афганистане и Пакистане, на восточной окраине Ближнего и Среднего Востока. Среди мусульман-суннитов существуют небольшие расхождения в толковании источников вероучения и преданий, что проявляется в приверженности к одной из четырех правовых школ: ханифитской, маликитской, шафиитской и ханбалистской.
Ислам шиитского толка исповедуют почти все жители Ирана и около половины населения Ирака, значительные шиитские меньшинства проживают в Ливане, Сирии и странах Персидского залива. Шииты верят, что имамы из рода Мухаммеда обладают абсолютным и непогрешимым знанием. Шииты-имамиты, или двенадцатиричники, в основном проживающие и Иране и Ираке, считают, что число имамов равно двенадцати: последний из них ("скрытый имам") вернется перед концом мира, чтобы восстановить справедливость. Среди шиитского духовенства существует более строгая иерархия, чем у суннитов; аятоллы пользуются политическим влиянием, поскольку считается, что они лучше других знают волю Бога.
Другие крупные шиитские течения представлены исмаилитами, нусайритами (алавитами), зейдитами и друзами. Секта исмаилитов, возглавляемая Ага-ханом, имеет немало приверженцев, главным образом в Индии и Пакистане, а также по всему Ближнему и Среднему Востоку и в Восточной Африке. Большинство нусайритов (алавитов) живет в горах западной Сирии, около трети - в Турции, остальные - в Ливане. В сирийской правящей элите в начале 1980-х годов преобладали нусайриты. Секта зейдитов находится в Йемене, где имам, или глава секты, долгое время был главой государства в Йеменской Арабской Республике. Друзы окутывают свою религиозную жизнь ореолом таинственности; они живут главным образом в Ливане, южной Сирии и в Израиле. Христианство на Ближнем и Среднем Востоке представлено несколькими миллионами египетских коптов. Большинство последователей Греческой православной церкви (ок. 500 000) проживают в Сирии и Ливане. Армяне-грегориане живут во всех городских центрах на западе Ближнего и Среднего Востока, особенно много их в Ливане. В регионе имеются и сирийские ортодоксальные христиане, или якобиты, и немногочисленная группа несториан.
Римский католицизм представлен в основном различными церквами, заключившими унию с Ватиканом, - это марониты, греко-католики, копто-католики и сиро-католики. Наибольшее число христиан-католиков сосредоточено в Ливане и Сирии, причем из всех униатских церквей наиболее важную роль играют марониты.
За исключением остатков самаритян и караимов, иудаизм представлен ортодоксальным талмудистским направлением. До создания государства Израиль в 1948 евреи жили почти во всех крупных городских центрах Ближнего и Среднего Востока, затем большинство евреев переместилось в Израиль.
До недавних пор каждая более или менее значимая религиозная община самостоятельно решала большую часть своих внутренних дел. Поэтому установившийся порядок браков, разводов, решения дел о наследстве сильно различался у последователей разных религий, живущих в пределах одной страны. Религиозные общины до сих пор пользуются свободой в большинстве стран региона.
Таким образом, помимо родственной принадлежности человек идентифицируется с определенной религиозной группой, и его социальная активность протекает в основном среди братьев по вере. В таких странах, как Иран и Ливан, религиозный фактор неотъемлем от политической жизни.
Языковые группы. По языковой принадлежности человека можно определить характер его социальных связей. Язык часто указывает на социальную принадлежность и сказывается на выборе места жительства, брачных партнеров и круга общения.
Наиболее распространенным языком Ближнего и Среднего Востока является арабский, он преобладает во всех частях региона, кроме Турции, Израиля, Ирана и Афганистана. Многочисленность диалектов арабского языка позволяет определить происхождение человека. Основными диалектами арабского считаются египетский, сирийский, иракский, а также магрибинские диалекты.
Турецкий язык преобладает в западной и центральной Турции, а также, как и азербайджанско-турецкий, встречается в северном Иране. Персидский язык, или фарси - основной язык Ирана, на котором говорят горожане и жители равнин северного и западного Ирана. На курдском языке говорят в некоторых районах восточной Турции, западного Ирана и северного Ирака. В Иране проживают представители еще нескольких значительных языковых групп: луры в горах Загрос, население северных равнин, говорящее на азербайджанско-турецком языке, белуджи на юго-востоке. Официальный язык Афганистана - пушту, за ним следует персидский язык, менее распространены узбекско-турецкий и таджикский. Языковые группы объединяют людей независимо от религиозной принадлежности.
Профессиональные объединения. Профессия человека может служить основой для определения его социального статуса и принадлежности к определенной группе как в традиционном, так и в современном обществе. Издавна сложились значительные социальные, политические и экономические различия между сельскими скотоводами и земледельцами и жителями городов. На Ближнем и Среднем Востоке развито разделение труда, каждого ремесленника или купца принято считать специалистом в определенной сфере производственной деятельности. Кроме того, во многих районах прочно укоренилось разделение труда по этническому признаку. Например, в некоторых местностях Ирана азербайджанские турки являются почти полными монополистами в автосервисе и перевозках грузов на дальние расстояния. Подобную этническую специализацию легко обнаружить в традиционных городских ремеслах и торговле. Профессии часто переходят по наследству, поскольку родственные связи обеспечивают наиболее надежную базу для реализации экономических возможностей.
Современные формы профессиональных объединений заменяют или по крайней мере изменяют традиционную ориентацию работников на семью в таких странах, как Турция и Египет. В Израиле профессиональные объединения организованы по западному образцу. Однако независимый тред-юнионизм американского образца не получил распространение даже в Израиле, поскольку его крупнейшая профсоюзная организация Гистадрут традиционно охватывала большую часть занятых в экономике. Потребности экономического развития и необходимость централизованного политического контроля породили ситуацию, когда профсоюзные организации были созданы правительствами и превратились в проводников их политики. Даже возникшие без участия правительства профсоюзы, такие как в Египте, перешли под строгий контроль государства.
В результате земельной реформы в Египте, Ираке, Иордании и Сирии крестьяне были вовлечены в сельскохозяйственные организации. В Египте, например, крестьянин получал землю при условии, что он будет обрабатывать ее как член местного кооператива, т.е. под руководством представителя национального правительства. Таким образом, кооператив становился инструментом для выполнения двоякой задачи: улучшить положение конкретного производителя и поставить под государственный контроль сельскохозяйственное производство.
Образ жизни. Кочевое скотоводство. Кочевники, занимающие наименее пригодные для земледелия земли, составляют менее 1% населения Ближнего и Среднего Востока. В Саудовской Аравии их доля доходит до 5%, в Турции их почти нет. Почитание семьи, личная честь, гостеприимство - основные нравственные ценности кочевых племен. Родственные группы скотоводов остаются хранителями и носителями идеалов, которые ценят земледельцы и жители городов. Современное скотоводство во многих районах является высокотоварным и механизированным.
Мобильным, вооруженным и проживающим в труднодоступной местности скотоводам-кочевникам в прошлом нередко удавалось сохранить независимость от центральной и местной городской власти, а когда та была слабой, они совершали удачные набеги на оседлое население. Однако современное оружие сделало кочевников уязвимыми в пустыне и в горах. Сирийские племена пасут свой скот там, где им укажет правительство, и племена Саудовской Аравии в случае восстания не смогли бы успешно противостоять королевской армии. Но такие племена до сих пор могут играть значительную роль в массовых волнениях гражданского населения, пример - активность племени шаммар в Ираке после революции 1958 и некоторых иранских племен после 1978.
Земледелие. Примерно половина населения Ближнего и Среднего Востока напрямую связана с земледелием. Деревня обычно представляет собой компактно застроенное поселение, насчитывающее в среднем 50-60 домов. В дельте Нила поселения, которые в административных целях до сих пор именуются деревнями, могут иметь более 15 тыс. жителей, однако в других частях Ближнего и Среднего Востока такие крупные поселения считаются поселками или городами. В сельских домах, как правило, живет больше людей, чем в городских, в среднем около восьми человек, чаще всего там проживают большие семьи. Во многих странах взрослые мужчины уезжают в город или за границу на заработки, поэтому вести домашнее хозяйство и работать в поле приходится женщинам.
Главные общественные здания деревни - мечеть и построенная на государственные средства школа. В большинстве деревень есть одна или несколько лавок, в которых продаются основные продукты питания, керосин, нехитрый набор одежды и предметов гигиены. Как правило, имеется чайная, где люди собираются на досуге. Из числа местных жителей правительство обычно назначает деревенского старосту, совещательным органом при нем является совет старейшин. Староста занимается урегулированием внутренних конфликтов и ведет дела с властями. Модернизация деревни обычно заключается в ее соединении с современной сетью дорог, электрификации и обеспечении школы учителями. В каждой стране Ближнего и Среднего Востока имеются программы по ликвидации неграмотности в деревне, приняты законы, требующие обеспечения минимального уровня образования для всех детей.
Города. По подсчетам ООН, в 1990 почти 60% населения Ближнего и Среднего Востока, включая Северную Африку, проживало в городах. В Иране в 1994 ок. 58% населения проживало в городах, а население Тегерана с пригородами составляло в конце 1990-х годов ок. 10 млн. человек. В Турции городское население приближалось к 60%, а в Стамбуле с пригородами проживало более 6 млн. человек, в Анкаре с пригородами - более 3 млн. и в Измире с пригородами - более 2 млн. В районе Большого Каира, который, будучи столицей Египта, является также главным культурным центром арабоязычного мира, проживает 10 млн. человек. Население Александрии с пригородами превышает 3 млн.
В типичном традиционном городе здания строились близко друг от друга, их разделяли узкие улочки. Оборонительные стены окружали весь город либо его часть. Сразу за городом начинались сельскохозяйственные угодья или пустыня, не существовало никаких пригородных жилых или промышленных поясов. Все структуры традиционного города создавались вокруг расположенных в центре общественных зданий и учреждений: резиденции главы местной власти, где помещались и чиновники; рынка; главной мечети, при которой часто были школа, библиотека, больница; общественных бань и военного гарнизона. На рынке ремесленники и купцы размещались по принципу производственной и торговой специализации. Как правило, богатое купечество и высококвалифицированные ремесленники входили в гильдии или ассоциации. Основные общественные структуры, включая мечеть, бани и главный рынок со складами, обычно финансировались за счет благотворительных пожертвований или отписывания (передачи в вакф) сельскохозяйственных земель, доходы с которых шли на поддержание общественных учреждений.
Результатом начавшихся в конце 19 в. под влиянием европейской культуры изменений стали прокладка в крупных городах широких улиц и строительство более просторных домов для частных или общественных нужд по более строгому плану. Однако быстрая миграция сельского населения в города привела к их бурному разрастанию и появлению районов трущоб. В современных городах Ближнего и Среднего Востока отдельные районы населены преимущественно людьми, принадлежащими к одному социально-экономическому классу. Это составляет отступление от традиционного для Ближнего и Среднего Востока принципа соседства, когда дома богатых и бедных людей, принадлежавших к одной этнической группе или религиозному объединению, располагаются вблизи друг от друга.
Крупнейшие города страны, в которых сосредоточено почти все богатство, власть и квалифицированные кадры, оказывают огромное влияние на провинцию. Большая часть доходов от торговли, землевладения или налогов аккумулируется в крупных городах, а деревни и поселки остаются бедными. Город является также источником политической власти. Административные учреждения, суды, армейское и полицейское начальство располагаются в крупных городах. В сельские районы отправляются их эмиссары, призванные обеспечить выполнение решений, принятых в городском центре лицами, которые если и не являются коренными горожанами, то руководствуются интересами города. Специалисты в области промышленности, медицины, права, образования и духовенство получают профессиональную подготовку в городах и обычно там и остаются. Чтобы воспользоваться услугами таких специалистов, жителям деревень приходится приезжать в город.
Социальные и культурные изменения. После Египетской экспедиции Наполеона в 1798 регион испытывал все возрастающее влияние со стороны Европы. В более поздний период и особенно после Второй мировой войны главными факторами глубокой социальной трансформации во многих странах Ближнего и Среднего Востока стали индустриализация и доходы от нефти.
Факторы перемен. К факторам перемен на Ближнем и Среднем Востоке относятся внешняя военная интервенция, политическое и экономическое проникновение Запада, создание европейцами и американцами образовательных институтов. Более существенные последствия имели программы преобразований и развития, которые осуществили местные правительства и политические движения, а также поездки местных жителей на заработки за рубеж.
Мандатная система, учрежденная Лигой наций после Первой мировой войны, позволила Франции и Великобритании установить колониальные режимы в регионе. Экономическое проникновение европейцев обеспечило экономическую базу для модернизации, как это было в случаях с созданием хлопковых рынков, разведкой недр на нефть, предоставлением займов на нужды развития.
Благодаря деятельности миссионеров по созданию школ и медицинских учреждений Ближний и Средний Восток получил доступ к европейским знаниям и техническим достижениям. Такие институты, как Американский университет в Бейруте и Роберт-колледж в Стамбуле, подготовили управленцев, учителей, ученых, технических специалистов и писателей, в которых остро нуждались страны региона. Студенты, обучавшиеся в европейских университетах, особенно в Великобритании и Франции, сыграли важную роль в национально-освободительных движениях.
В первой половине 19 в. в Египте Мухаммед Али приступил к реализации программы, включавшей наращивание военной мощи по европейской модели, капиталовложения в сельское хозяйство, индустриализацию, а также расширение и модернизацию системы образования. Эти цели впоследствии преследовали такие видные политические лидеры, как Кемаль Ататюрк в Турции, Реза-шах в Иране и Гамаль Абдель Насер в Египте, а также влиятельные политические движения, такие, как партии Баас в Ираке и Сирии.
Важным фактором перемен на Ближнем и Среднем Востоке служит недавно сложившийся международный рынок рабочей силы. Люди, приезжающие в индустриальные страны на заработки, знакомятся с новыми идеями. Рабочие, которые ездят по Ближнему и Среднему Востоку, разносят новые представления по региону. Почти миллион турок работает за границей, в основном в Западной Германии. Большинство рабочих в странах Персидского залива прибывают из разных мест, главным образом из Турции, Йемена, Египта и Юго-Восточной Азии.
Последствия преобразований. Процесс экономических, социальных и политических преобразований был неравномерным и встречал значительное противодействие. В большинстве случаев власти существенно ограничивали влияние религии на образование, право и судебную систему, что порождало конфликты; подчас реакция проявлялась в возрождении влияния религии, как, например, в Иране начиная с 1978. Турция и в меньшей степени Египет секуляризировали свои судебные системы и передали контроль над образованием светским школам и университетам. Религиозные власти Каирского университета и мечети аль-Азхар, которые раньше считались высшим правовым авторитетом для мусульман-суннитов, теперь занимают во многом подчиненное положение по отношению к светской власти Египта. Судебная система Йемена основана на мусульманском праве (шариате), но не сводится к нему. Ирак и Сирия сделали крупные шаги к секуляризации судебной системы, хотя определенные категории дел до сих пор остаются в юрисдикции мусульманского права.
Институт семьи на Ближнем и Среднем Востоке также претерпел изменения. Расширение доступа к образованию и экономическое развитие дали возможность получить профессию и найти работу вне родственной группы, снизилось значение семьи и как гаранта благосостояния. К тому же модернизация аппарата управления привела к ослаблению родственных связей как главного фактора, гарантировавшего определенный социальный и политический статус. В нарушение другой традиции Ближнего и Среднего Востока теперь не редкость, когда женщины работают на ответственных должностях, учатся в университетах и даже ищут работу за границей.
В Египте, Ираке, Сирии, Турции и других странах наиболее активными проводниками политических и социальных реформ оказались военные и правительственные чиновники. В результате преобразований власть перешла от малочисленной и могущественной олигархии к растущему среднему классу управленцев, а контроль над основными экономическими ресурсами - к правительственной бюрократии.
Образование и средства массовой информации. Уровень грамотности взрослого населения стран Ближнего и Среднего Востока колеблется от примерно 95% в Израиле, 80% в Турции и 70% в Иране и Сирии до 60% в Саудовской Аравии и 40% в Йемене. Для повышения уровня грамотности реализуются планы подготовки учителей и строительства школ - ключевые элементы программ развития региона. Однако становление более или менее приемлемой системы образования идет медленно и с трудом. В большинстве стран высокий процент детей посещает начальные школы, но лишь немногие из них продолжают образование в средней школе. Для большинства населения радио и телевидение, находящиеся под государственным контролем, являются основным источником информации и развлечений. Газет много, но все они выходят малым тиражом. Пресса служит важным средством воздействия на политически активную часть населения, как, например, в Египте и Турции, где развита журналистика.