Значение АРГЕНТИНА: КУЛЬТУРА - В. ЛИТЕРАТУРА в Словаре Кольера

АРГЕНТИНА: КУЛЬТУРА - В. ЛИТЕРАТУРА

К статье АРГЕНТИНА: КУЛЬТУРА

В литературе Аргентины, как и в ее музыке, сильно выражено наследие гаучо. Так, основу национальной литературной традиции составило мощное течение т.н. поэзии гаучо. Ее зачинателем был Бартоломе Идальго (1788-1822), впервые обратившийся к стилизации фольклорных форм. Под впечатлением от оперы Ш.Гуно Фауст, Эстанислао дель Кампо (1834-1880) написал свою версию этой истории, перенеся ее действие в среду гаучо; его поэма Фауст (1866) пользуется большой популярностью в стране. Самым знаменитым произведением этого направления стала эпическая поэма из жизни гаучо Мартин Фьерро Хосе Эрнандеса (1834-1886), написанная в 1870-е годы. Величайшим прозаическим произведением аргентинской литературы 19 в. считается эссе Факундо (1845) принадлежащее перу Доминго Фаустино Сармьенто (1811-1888). Ярко описав жизнь на просторах Пампы, автор четко обозначил дихотомию "варварство - цивилизация", определяющую ход национальной истории, и выдвинул программу развития страны на основе просвещения, технического прогресса, а также поощрения иммиграции европейцев. Из других писателей 19 в. заметный след в культуре страны оставили историк Бартоломе Митре (1821-1906); автор политических эссе Хуан Баутиста Альберди (1810-1884), чьи работы оказали влияние на авторов аргентинской конституции 1853; Эстебан Эчеверрия (1805-1851), автор поэмы Пленница (1837), в которой сочетаются идеи романтизма и политического либерализма, господствовавшие в Аргентине в первые годы независимости; наконец, Хосе Мармоль (1817-1871), который в своем политическом романе Амалия (1855) заклеймил позором аргентинского диктатора Росаса. Известностью пользовались также два аргентинских философа, Алехандро Корн (1860-1936) и Хосе Инхеньерос (1877-1925).

Фигура гаучо продолжала занимать умы писателей и в 20 в. Ок. 1925 в Буэнос-Айресе сформировалась группа молодых писателей, стремившихся возродить национальную струю в аргентинской литературе. Их печатный орган, "Мартин Фьерро", публиковал, наряду с авангардистской поэзией, стихи на национальные сюжеты. Известный роман Рикардо Гуиральдеса (1886-1927) Дон Сегундо Сомбра (1926) проникнут тоской по уходящей эпохе гаучо. Самый утонченный поэт Аргентины, Леопольдо Лугонес (1874-1938), начинавший свое творчество с усложненных символистских произведений, позднее перешел к описанию национальных типов и сюжетов. Эссе Эсекьеля Мартинеса Эстрады выражают его глубокую заинтересованность в культурном наследии гаучо. Другими значительными писателями первой половины 20 в. являются драматург, поэт и историк Рикардо Рохас (1882-1957); поэтесса Альфонсина Сторни (1892-1938); поэт Эваристо Карриего (1883-1912), обратившийся к танговой поэтике; романист Бенито Линч (1885-1951), произведения которого повествуют о гаучо и о жизни аргентинской деревни; Виктория Окампо (1890-1979), наиболее значительная из латиноамериканских писательниц, автор эссе и издатель литературного журнала "Сур" ("Юг").

Начиная с 1930-х годов широкое распространение получили эскейпистские тенденции в литературе; большой популярностью пользуется фантастика, поэтические рассказы, детективы с замысловатыми сюжетами, а также воспоминания детства. В этих жанрах работали лучшие современные писатели Аргентины: Хорхе Луис Борхес (1899-1986), Адольфо Бьой Касарес (р.1914), Леопольдо Марегаль (1900-1970), Эдуардо Мальеа (1903-1982). Среди писателей среднего поколения выделяются два всемирно известных писателя: Хулио Кортасар (1916-1984) и Эрнесто Сабато (р. 1911).

Из позднейших романистов выделяются Рикардо Пилья (р. 1941), Освальдо Сориано (р. 1943), Давид Виньяс (р. 1920), Мануэль Пуиг (1932-1990), по роману которого Поцелуй паучихи был снят фильм и поставлен мюзикл, и Луиса Валенсуэла (р. 1938).

Кольер. Словарь Кольера.