Значение АМЕРИКАНСКАЯ ЖИВОПИСЬ - Б. ДВАДЦАТЫЙ ВЕК в Словаре Кольера

Что такое АМЕРИКАНСКАЯ ЖИВОПИСЬ - Б. ДВАДЦАТЫЙ ВЕК

К статье АМЕРИКАНСКАЯ ЖИВОПИСЬ

В начале века выше всего ценились подражания французскому импрессионизму. Общественному вкусу бросила вызов группа из восьми художников: Роберт Хенри (1865-1929), В.Дж.Глэкенс (1870-1938), Джон Слоун (1871-1951), Дж.Б.Лакс (1867-1933), Эверетт Шинн (1876-1953), А.Б.Дэвис (1862-1928), Морис Прендергаст (1859-1924) и Эрнест Лоусон (1873-1939). Критики окрестили их школой "мусорного ведра" за пристрастие к изображению трущоб и других прозаических предметов.

В 1913 на т.н. "Армори-шоу" были выставлены произведения мастеров, принадлежавших к различным направлениям постимпрессионизма. Американские художники разделились: некоторые из них обратились к исследованию возможностей цветовой и формальной абстракции, другие остались в лоне реалистической традиции. Во вторую группу входили Чарлз Берчфилд (1893-1967), Реджинальд Марш (1898-1954), Эдвард Хоппер (1882-1967), Фэрфилд Портер (1907-1975), Эндрю Уайет (р. 1917) и другие. Картины Айвэна Олбрайта (1897-1983), Джорджа Тукера (р. 1920) и Питера Блума (1906-1992) написаны в стиле "магического реализма" (сходство с натурой в их работах преувеличено, а реальность скорее напоминает сон или галлюцинацию). Другие художники, такие, как Чарлз Шилер (1883-1965), Чарлз Демут (1883-1935), Лайонел Фейнингер (1871-1956) и Джорджия О'Кифф (1887-1986), совмещали в своих произведениях элементы реализма, кубизма, экспрессионизма и других течений европейского искусства. Морские виды Джона Мэрина (1870-1953) и Марсдена Хартли (1877-1943) близки к экспрессионизму. Изображения птиц и животных на картинах Мориса Грэйвса (р. 1910) еще сохраняют связь с видимым миром, хотя формы в его работах сильно искажены и доведены до почти крайних символических обозначений.

После Второй мировой войны ведущим направлением в американском искусстве стала беспредметная живопись. Главное внимание уделялось теперь живописной поверхности самой по себе; она рассматривалась как арена взаимодействия линий, масс и цветовых пятен. Наиболее значительное место занял в эти годы абстрактный экспрессионизм. Он стал первым течением в живописи, возникшим в США и имевшим международное значение. Лидерами этого движения были Аршайл Горки (1904-1948), Виллем де Коонинг (Кунинг) (1904-1997), Джексон Поллок (1912-1956), Марк Ротко (1903-1970) и Франц Клайн (1910-1962). Одним из интереснейших открытий абстрактного экспрессионизма явился художественный метод Джексона Поллока, который капал красками на холст или бросал их для получения сложного лабиринта динамичных линеарных форм. Другие художники этого направления - Ханс Хофманн (1880-1966), Клайфорд Стилл (1904-1980), Роберт Мазеруэлл (1915-1991) и Хелен Фрэнкентэлер (р. 1928) - практиковали технику окрашивания холстов. Еще один вариант беспредметного искусства представляет живопись Джозефа Альберса (1888-1976) и Эда Рейнхарта (1913-1967); их картины состоят из холодных, точно просчитанных геометрических форм. Среди других художников, работавших в этом стиле: Элсворт Келли (р. 1923), Барнетт Ньюман (1905-1970), Кеннет Нолэнд (р. 1924), Фрэнк Стелла (р. 1936) и Эл Хелд (р. 1928); позднее они возглавили направление опт-арт.

В конце 1950-х годов против беспредметного искусства выступили Роберт Раушенберг (р. 1925), Джаспер Джонс (р. 1930) и Ларри Риверс (р. 1923), работавшие в смешанных техниках, в том числе в технике ассамблажа. Они включали в свои "картины" фрагменты фотографий, газет, афиш и другие предметы. В начале 1960-х годов ассамблаж породил новое движение, т.н. поп-арт, представители которого очень тщательно и точно воспроизводили в своих работах разнообразные предметы и образы американской поп-культуры: банки кока-колы и консервов, пачки сигарет, комиксы. Ведущие художники этого направления - Энди Уорхол (1928-1987), Джеймс Розенкуист (р. 1933), Джим Дайн (р. 1935) и Рой Лихтенстайн (р. 1923). Вслед за поп-артом появился опт-арт, основанный на принципах оптики и оптической иллюзии. В 1970-е годы в Америке продолжали существовать разные школы экспрессионизма, геометрический хард-эдж, поп-арт, все более входивший в моду фотореализм и другие стили изобразительного искусства.

Кольер. Словарь Кольера.