(ок. 50 - ок. 132), еврейский мудрец и законоучитель (танна), родился в Лидде в Палестине (ныне Лод, Израиль). В молодости был пастухом, в возрасте 40 лет поступил в академию Элиэзера бен Гиркана в Лидде. Учителями Акивы были также Йошуа бен Ханания и Нахум из Гимзо. Акива, которого называют отцом раввинистического иудаизма, стал крупнейшим учителем своего времени, и многие его ученики стали выдающимися мудрецами (среди них Меир и Шимон бен Йохай). Акива поддержал восстание Бар-Кохбы против Рима. Он нарушал эдикты Адриана, запрещавшие выполнение законов иудаизма и их изучение, за что был брошен в темницу и принял мученическую смерть ок. 132. Акива - один из десяти мучеников, упоминаемых в еврейской покаянной молитве.
Рабби Акива был великим систематизатором и толкователем Галахи (раввинистического закона). Акива известен также своими философскими размышлениями. Так, предание таннаев сообщает, что из четверых, вошедших в "пардес" (т.е. в сферу философских спекуляций), только рабби Акива возвратился невредимым. Среди изречений, раскрывающих его религиозную философию, следующие: "Все предопределено, но каждому человеку дана свобода (воли)"; "Возлюблен человек, ибо сотворен по образу; как сказано (в Писании): „по образу Божию Он сделал человека"".