Андрей Епифанович (р. 1960), российский актер. Работал в Рижском театре русской драмы, с 1989 актер Московского театра им. Моссовета. В театре играл Гамлета («Гамлет» У. Шекспира), Хлестакова («Ревизор» Н. В. Гоголя) и др. Снимался в фильмах: «Человек свиты» (1987), «Циники» (1991); в картинах П. Е. Тодоровского «Анкор, еще анкор!" (1992) и «Какая чудная игра!" (1995).
-
Арлен Михайлович (р. 1932), российский математик, член-корреспондент РАН (1994). Труды по дифференциальным уравнениям.
-
Борис Федорович (1901-79) , российский актер, народный артист СССР (1956). В 1921-25 в Саратовском, с 1936 в Свердловском драматических театрах. Играл роль В. И. Ленина.
-
Владимир Адольфович (р. 1947), российский актер. Артист Московского театра им. Вл. Маяковского. Приобрел широкую известность заглавной ролью в фильме Е. В. Цымбала «Защитник Седов» (1988), где в полной мере проявились присущие ему органичность и глубина разработки характера. Снимался в фильмах: «Шапка» (1990, по В. Н. Войновичу), «Сукины дети» (1991), «Анкор, еще анкор!" (1992), «Макаров» (1993), «Над темною водой» (1993), «Ехай!", «Мусульманин» (оба 1995) и др.
-
Владимир Александрович (р. 1928), российский математик, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1990). Труды по математической физике, вычислительной математике, математическому моделированию. Государственная премия СССР (1980).
-
Владимир Николаевич (1891-1974) , русский православный философ, богослов, литературный и музыкальный критик. Приват-доцент Киевского университета (1918), с 1919 в эмиграции, с 1925 профессор русского Богословского института в Париже. Основные труды - «Преподобный Серафим Саровский» (1925); «Всенощное бдение» (1927); «Шесть дней творения» (1930); «Загадка жизни и происхождение живых существ» (1929); «Арфа царя Давида в русской поэзии» (1960).
-
Дмитрий Сергеевич (1738-1803) , российский капитан 1-го ранга (1777). Во время Чесменского сражения 26.6(7.7).1770 подвел свой брандер к турецкому линейному кораблю и поджег его; огонь перекинулся на другие корабли противника, что способствовало уничтожению турецкого флота.
-
Евгений Николаевич (р. 1929), российский педагог, учитель средней школы № 307 (С.-Петербург). Выработал оригинальный подход к преподаванию литературы через постановку нравственно-этических проблем.
-
Иван Александрович (1883-1954) , российский религиозный философ, правовед, публицист. В философии Гегеля видел систематическое раскрытие религиозного опыта пантеизма («Философия Гегеля как учение о конкретности бога и человека», 1918). Активный противник большевизма, идеолог белого движения. В 1922 выслан за границу. Профессор Русского научного института в Берлине (с 1923) и издатель журнала «Русский колокол» (1927-30). В 1934 уволен нацистами, с 1938 - в Швейцарии. Автор нескольких сотен статей и св. 30 книг, в т. ч. «О сопротивлении злу силою» (1925), «Путь духовного обновления» (1935, 1962), «Основы борьбы за национальную Россию» (1938), «Аксиомы религиозного опыта» (т. 1-2, 1953), «Наши задачи» (т. 1-2, 1956).ИЛЬИН Иван Александрович [28 марта (9 апреля)1883, Москва - 21 декабря 1954, Цюрих] российский религиозный философ, национальный мыслитель, правовед и государствовед, публицист и литературный критик. Родился в дворянской семье; его дед строил Большой Кремлевский Дворец, был его смотрителем и комендантом; крестным его отца был император Александр II. Дед его по матери врач Ю. Ш. фон Штадион эмигрировал в Россию из Германии в 1830-х гг.Учеба. Отношение к революции Окончив с золотой медалью 1-ю Московскую классическую гимназию, Ильин в 1901 поступил на юридический факультет (хотя мечтал о филологическом) Московского университета, где стал учеником П. И. Новгородцева. С 1909 приват-доцент Московского университета, с 1918 - профессор. В 1911-12 гг. был в командировке в Германии, Франции, Италии.Февральскую революцию воспринял как «временный беспорядок», а большевистский Октябрьский переворот - как катастрофу и активно включился в борьбу с новым режимом. 19 мая 1918 защитил диссертацию на тему: «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» (оппонентами были П. И. Новгородцев и князь Е. Н. Трубецкой; т. 1-2, 1918). Неоднократно арестовывался, в последний (шестой) раз в сентябре 1922, после чего вместе с большой группой философов, ученых и литераторов был выслан из России в Германию на пароходе «Обер-бургомистр Хакен».Жизнь за рубежом В 1922-38 жил в Берлине, работая (до 1934, когда был уволен нацистами) в Русском Научном институте. Активный идеолог белого движения, он выступает с многочисленными лекциями в городах Германии, Франции, Швейцарии, Чехословакии, Югославии и Латвии, занимается издательской деятельностью. Его основной темой становится анализ духовной сущности революционной катастрофы и духовное возрождение России. Бурную и горячую полемику вызвала его книга «О сопротивлении злу силою» (1925). В 1927-30 редактирует и издает «Русский колокол» - журнал «русской волевой идеи».В 1938, после того как нацисты наложили запрет на его печатные труды и публичные выступления, Ильин выехал в Швейцарию, где смог обосноваться с помощью денежного залога, внесенного С. В. Рахманиновым и избавившего его от насильственного возвращения в Германию (он был лишен, однако, права на работу и политическую деятельность). В последующие годы жил в пригороде Цюриха Цолликоне, писал философские книги, выступал с лекциями и (анонимно) занимался политической публицистикой.Наследие Ильина Обширное творческое наследие Ильина насчитывает более 40 книг и брошюр, несколько сот статей, более ста лекций, огромное количество писем, стихотворения, поэмы, воспоминания, документы.Его двухтомная диссертация считается одним из лучших комментариев философии Гегеля. Рассматривая ее как систематическое раскрытие религиозного опыта пантеизма, Ильин констатирует «кризис теодицеи» у Гегеля и неспособность «разумного понятия» полностью подчинить себе «иррациональную стихию» эмпирического мира. Идеи правового государства были сформулированы Ильиным в серии брошюр, изданных после февральской революции. Законченный им в 1919 фундаментальный труд «Учение о правосознании» был опубликован уже после его смерти («О сущности правосознания», Мюнхен, 1956). Относя право к духовной среде, Ильин сформулировал три «аксиомы правосознания», лежащие в основе правовой жизни любого народа: «закон духовного достоинства», «закон автономии» (гражданин как внутренне свободный ответственный волевой центр, истинный субъект права) и «закон взаимного признания» (взаимное уважение и доверие между другими гражданами и государственной властью). Теории государства и политического устройства посвящены двухтомник «Наши задачи» (1956) и незаконченный труд «О монархии и республике» (1978). Будучи убежденным монархистом, Ильин всегда оставался «непредрешенцем», считал, что навязывать монархию народу, «разучившемуся иметь царя», неосмотрительно и вредно. Для России после крушения большевизма Ильин считал необходимым найти разумное сочетание монархических и республиканских начал с аристократическим, ведущим слоем «национальной диктатуры». Истинный патриотизм он определял как любовь к духу своего народа (лекция «Об истинном патриотизме», 1914-15, основные идеи которой вошли в книгу «Путь духовного обновления», 1937), а ключ к пониманию русской православной души видел в таких «прафеноменах», как «молитва; старчество; праздник Пасхи; почитание Богородицы и святых; иконы» («Сущность и своеобразие русской культуры», 1942).Ильин не принадлежал к плеяде последователей Вл. Соловьева, с которыми связывают обычно русский религиозно-философский ренессанс нач. 20 в. О своей книге «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний» (закончена 1947, опубл. 1958) Ильин писал: «Она посвящена не богословию, а тихому философскому Богохвалению,… Я пытаюсь заткать ткань новой философии, насквозь христианской по духу и стилю, но совершенно свободной от псевдофилософского «богословствования» наподобие Бердяева-Булгакова-Карсавина и прочих дилетанствующих ересиархов… Это философия простая, тихая… рожденная главным органом Православного Христианства - созерцающим сердцем». В центре описываемой Ильиным феноменологии религиозного опыта стоит понятие религиозного «акта» как личного духовного состояния человека в его предстоянии Богу («Аксиомы религиозного опыта», т. 1-2, 1953).Сочинения: Собр. соч. В 10 т. М., 1993-96. Т. 1-6.Религиозный смысл философии. Париж, 1925.Основы художества. О совершенном в искусстве. Рига, 1937.О тьме и просветлении. Книга художественной критики. Бунин-Ремизов-Шмелев. Мюнхен, 1959.Основы государственного устройства: Проект Основного Закона России (1996).Литература:Полторацкий Н. П. И. А. Ильин: Жизнь, труды, мировоззрение. Нью-Йорк, 1989.Юрий Лисица
-
Лев Александрович (1880-1942) , российский архитектор. В 1925-38 главный архитектор Ленинграда, автор проекта его Генерального плана (1932-36). Главный архитектор Баку (1930-36). Труды по градостроительству.
-
М. (наст. имя Илья Яковлевич Маршак) (1896-1953), русский писатель. Брат С. Я. Маршака. В произведениях для детей - популяризация открытий науки и техники. Книги: «Солнце на столе» (1927), «Который час?" (1927), «Черным по белому» (1928), «Рассказ о великом плане» (1930), «Как человек стал великаном» (1946), «Путешествие в атом» (1948) и др.
-
Юрий Викторович (р. 1941), российский молекулярный биолог, академик РАН (1992). Основные исследования по экспрессии и транспозиции мобильных элементов генома высших организмов. Государственная премия СССР (1983).
-
Яков Наумович (1905-32) , русский писатель. Роман «Большой конвейер» (1934) об индустриализации в СССР.