Как известно, Библия, созданная с XIII в. до н.э. по I в.н.э., состоит из Ветхого Завета и Нового Завета. В иудаизме священной считается только дохристианская часть Библии - Ветхий Завет. В иудейской религии Ветхий Завет называют Танах (слово образовано из начальных букв древнееврейского обозначения трех разделов Ветхого Завета - Пятикнижие /5 книг Моисея/, Пророки и Писания). Совокупность заповедей, данных Богом еврейскому народу через пророка Моисея, а также само Пятикнижие носит название Тора (древнееврейский закон); так же называется пергаментный свиток с текстом "Пятикнижия", хранимый в синагоге. Тора - основа основ иудейской веры - рассказывает, что Всевышний создал небеса и землю за шесть дней. К седьмому дню дело Творения оказалось завершенным, и в этот день Всевышний ничего не создавал. Так освятился этот день и превратился в день покоя - шаббат (субботу). С соблюдением субботы в жизни верующих связано много обычаев и традиций. (Подчеркнем, что не следует путать понятие "еврей" и "иудей", или "русский" и "православный", или "итальянец" и "католик" и т. п. Первое понятие - этническое, второе - религиозное. Среди людей любой национальности есть верующие и неверующие, также, как и приверженцы других религий. Однако это зачастую не мешает людям следовать тем или иным обрядам и обычаям).
Народ Израиля первый в истории ввел обычай не работать в седьмой день недели, но отдыхать от работы. Шаббат не является праздником в собственном смысле этого слова, но своеобразным круглогодичным праздничным днем покоя и отдыха, когда должны уходить суета и спешка. Работать в субботу запрещается даже домашним животным. Человек должен освободить свое сознание для высоких духовных занятий, для укрепления семьи и дружеских связей между людьми. В этот день все члены семьи остаются дома, идут в синагогу молиться и слушать чтение Торы, а потом все вместе садятся за субботнюю трапезу.
Трапеза - один из главнейших ритуалов субботы, придает настроение всему субботнему дню. Вся семья собирается за столом, все забыли о нуждах, о тревогах повседневности, все спокойны - ведь спешить некуда...
Поскольку в субботу нельзя зажигать свет, то еще в пятницу, до захода солнца (новый день, по традиции, начинается накануне с заходом солнца) женщина зажигает свечи, принося в дом свет, красоту и добро.
Стол накрыт по-праздничному. Горят свечи. Перед трапезой муж читает вслух библейские строки из "Притч Соломоновых", поют гимн об ангелах, которые сопровождают евреев по субботам. Читается молитва над вином. Далее все произносят "Амен", и всем за столом раздается вино. После церемонии омовения рук следует благословение над хлебом.
Обычно на субботнем столе - две пышные плетеные булки-халы в память о двойной порции манны, которую евреи получали в пустыне по пятницам после исхода из египетского рабства. ("Манна происходит от др.-евр. слова, выражающего удивление. В Торе сказано, что, увидев на земле нечто круповидное, белое, вкусом как лепешка с медом, "сыны Израилевы говорили друг другу: что это?.. И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал Вам в пищу... Шесть дней собирайте его; а в седьмой день - суббота; не будет его в этот день". Народ собирал манну, варил ее и делал из нее лепешки. Отсюда возникли такие выражения, как "манна небесная", "Ждать как манны небесной".)
Едят субботнее блюдо чолент, вкус которого улучшается от долгого стояния в тепле - с пятницы. Основа чолента - фасоль или бобы, мясо, ячмень, лук, чеснок, перец и др. пряности. Традиционна рыба, в частности, фаршированная. Еда завершается благословениями Богу за пищу. Традиция обязывает произносить их после каждой еды с хлебом, но вслух они поются только по субботам, в праздничные и торжественные (свадьба и др.) дни.
Когда верующий слышит добрую весть, начинает празднование, впервые надевает новую одежду или первый раз в году ест только что созревшие фрукты, он произносит благословение Шегехеяну: "Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, за то, что Ты дал нам жизнь, и поддерживал нас, и дал нам дожить до этого времени!".
С древнейших времен празднование субботы является отличительным признаком верующих евреев.
Еврейский месяц определяется по луне, т. е. длина месяца равна времени оборота луны вокруг земли - между 29 и 30 днями.
День, когда рождается новая луна, - новомесячье, рош-ходеш. Все время, пока она "живет", длится тот же месяц. Сам смысл слова ходеш (месяц) указывает на это: оно - однокоренное со словом хадаш (новый), т. е. месяц начинается вместе с новой луной.
В последнюю субботу перед началом нового месяца молятся и совершают церемонию "Благословения месяца".
В некоторых общинах устраивают и праздничную трапезу.
Рош-Гашана
Первые дни нового года, 1 и 2 числа месяца тишрей (соотв. сентябрю-октябрю). Традиция придает этому празднику своеобразный оттенок. С одной стороны, в эти дни человек подводит итог своему поведению - по отношению к самому себе, к другим людям, к Богу. Это - дни самоочищения, молитв, раскаяния, просьб о прощении, дни принятия добрых решений исправить свое поведение в наступающем году.
Вера в то, что в Рош-Гашана Бог судит человека и предопределяет его судьбу в наступающем году, придает этому празднику серьезную атмосферу дней, когда решается вопрос о жизни и смерти человека.
Но, с другой стороны, - этот настрой не подчиняет себе человека полностью, и эти дни отмечаются как любой другой праздник: люди красиво одеваются, собираются всей семьей за праздничным столом.
Во время первой праздничной трапезы, вечером, сразу после наступления нового года, принято есть то, что заключает в себе добрый признак - чтобы наступающий год был счастливым. Обмакивают в мед кусок яблока и говорят: "Пусть новый год будет добрым и сладким!". Едят рыбью голову и говорят: "Чтобы мы были головой, а не хвостом!". Едят гранат и говорят: "Пусть наши заслуги станут многочисленными, как зернышки граната!".
Не принято есть горькое и соленое. В зависимости от местных условий праздничные блюда могут меняться, но традиционны также хала, морковь кусочками - символ успеха в делах, плоды и овощи - в знак надежды на будущий хороший урожай.
По окончании первой молитвы Рош-Гашана поздравляют друг друга: "Пусть пошлет Всевышний вам добрый год!".
Йом-Кипур
Самый святой день в году - десятый день месяца тишрей - "День искупления". Это последний из Десяти дней покаяния. Если Рош-Гашана - это дни суда, когда Всевышний предопределяет судьбу всех Своих созданий на будущий год, Бог утверждает приговор, давая человеку целых десять дней на то, чтобы исправиться и добиться изменения своего приговора. Йом-Кипур - высшая точка Десяти дней покаяния. В этот день люди обязаны поститься, не мыться, не надевать кожаную обувь - 25 часов подряд.
Незадолго до начала Йом-Кипура, в конце дня, предшествующего ему, устраивается особая "разделяющая трапеза" - последняя перед началом поста. Весь последующий день проводится в синагоге, в молитвах. Заканчивается день протяжным звуком шофара (полый бараний рог, в который дуют с узкого конца).
Сукот-Кущи
В 15-й день месяца тишрей начинается праздник Сукот - самый веселый из главных праздников. В Торе праздник обозначен как "время радости" и время собирания плодов. Одновременно праздник связан и с памятью о 40-летнем странствовании евреев по пустыне. Когда еврейский народ ушел из Египта и двигался по пустыне, чтобы прийти в Страну Израиля, Всевышний окружил его со всех сторон чудесными облаками. Днем они защищали людей от палящего солнца, ночью - от стужи. В шалашах из зеленых ветвей (кущи) или в шатрах (др. евр. - суккот) жили евреи и во время сбора урожая.
В память об этом 7 дней празднуется Сукот-Кущи. Когда человек покидает свой дом, свою крепость, и уходит вместе с семьей жить в шалаше, он выражает этим свою веру в то, что нет в этом мире другого укрытия, кроме Всевышнего.
Симхат-Тора
Восьмой день после начала праздника Сукот имеет два названия: Шмини-Ацерет, или Симхат-Тора.
После 7 дней праздника Сукот Всевышний как бы обращается к верующим и говорит: "Позади - великий праздник, в течение которого вы исполняли Мою волю. А теперь, пожалуйста, задержитесь еще на один день, побудьте со Мною еще один день...". Поэтому праздник так и называется: Шмини-Ацерет, т. е. "задержка на восьмой день".
С течением времени этот праздник приобрел еще один смысл. Каждую субботу в синагоге читают определенный отрывок из Торы, за год прочитывая всю. Последний отрывок ("А вот благословение...") читают в этот праздник, и поэтому он называется также Симхат-Тора - "Веселье Торы", т.е. веселье по случаю завершения годового цикла чтения Торы. Совершаемые с Торой церемонии сопровождаются великой радостью и весельем - все танцуют и поют в честь Торы.
Ханука
Во времена Второго Храма, во II в. до н.э., страну Израиля захватили греки. Они заставляли евреев отрекаться от своей веры, прекратить соблюдение субботы и изучение Торы и т. д. Греки осквернили Храм, унизив народ до крайности. Настал час, когда семья храмовых священнослужителей подняла восстание, к которому присоединились все, кто не хотел примириться с уничтожением еврейских традиций. Малочисленное войско восставших возглавил воин Йегуда Макаби. Оно разгромило могущественного врага. Когда воины освободили Храм и хотели вновь зажечь стоявший в нем золотой светильник Менору, оказалось, что все масло для Меноры осквернено греками. Нашли один-единственный кувшинчик чистого масла, которого могло хватить только на одну ночь. Однако Всевышний совершил чудо, и это масло горело целых восемь дней.
В память о победе над греками и о чуде, произошедшем в Иерусалимском храме после победы евреев в 164 г. до н.э., восемь дней празднуется Ханука - начиная с 25-го дня месяца кислев (ноябрь-декабрь).
Едва спускается вечер, зажигают свечи в светильнике (др. евр. - ханукие) у входа в дом или на подоконнике, чтобы объявить всему миру о чуде, совершенном Всевышним. Каждый день прибавляется один огонек, пока в восьмой вечер не горят все восемь. Поют традиционный гимн.
Во время праздника принято есть пончики и картофельные оладьи, которые жарят на масле - это напоминает о чуде с кувшинчиком масла. У детей в Хануку веселые каникулы.
Ту-Бишват
15-й день месяца шват (февраль) считается днем, когда в Стране Израиля деревья пробуждаются от зимней спячки. Наступает "Новый год деревьев". Предпочтительно в этот день есть те плоды, которыми славится земля обетованная, их семь: пшеница, ячмень, виноград, инжир, гранат, маслины и финики.
В этот день принято выезжать за город, чтобы сажать новые деревья.
Пурим
Праздник, напоминающий о чуде спасения народа Израиля, отмечается 14 адара (конец февраля). Название "Пурим" (от др. евр. пур - жребий).
История его такова. После разрушения Первого Храма еврейский народ был изгнан в Персию, Мидию и другие страны. Властелином над 127 странами, входившими в Персидскую империю, был царь Ахашверош, взявший в жены еврейскую девушку Эстер. Один из ближайших министров - Гомон убедил царя уничтожить евреев, живших в огромном царстве. Выбирая день уничтожения, он бросал жребий... Перед лицом смертельной опасности евреи объявили пост и стали взывать ко Всевышнему, умоляя Его о помощи. Во время пира в честь царя Эстер обратилась к нему:
"Проданы мы - я и мой народ - на смерть, истребление и погубление!..". Царь внял мольбам и приказал повесить министра. Так был спасен еврейский народ.
За день до праздника - пост в память о том, что постилась Эстер.
Праздник Пурим - веселый, хмельной, устраиваются карнавалы с переодеванием, музыкой и танцами.
После полудня справляется особая трапеза со всеми членами семьи. Для обильного праздничного стола характерны сладости, вина, наливки и другие напитки, пироги и печенье, торт в виде "персидского дворца". Особое место среди угощений занимает самое известное блюдо Пурима - треугольные пирожки с толченым маком и рубленым изюмом (гоменташен- "гомоновы уши").
В этот люди, по обычаю, шлют угощение друзьям и соседям, оказывают помощь тем, кто в ней нуждается.
Песах (Пасха)
История исхода еврейского народа из Египта хорошо известна, как и происхождение пресных лепешек (мацы), которые едят в течение семи дней Пасхи (др. евр. - переход). Приготовления к празднику (15 нисана /март-апрель/ - когда народ вышел из Египта) начинаются за несколько недель. Дом очищают от любых остатков "квашеного теста". Устраивается большая семейная трапеза - Седар (др. евр. - порядок), в ходе которой вкушают особые кушанья, напоминающие о событиях освобождения из Египта. Кроме мацы, едят марор - горькие овощи, вкус которых олицетворяет горечь жизни предков. Ритуал Седара предписывает выпить четыре рюмки вина.
Во время трапезы читают Агаду (др. евр. - рассказ), которая повествует о сути праздника.
Шавуот
Тора говорит: "Семь недель отсчитай себе... и соверши праздник недель /шавуот - др. евр. "недели"/ во Имя Господа, Бога твоего".
Через пятьдесят дней, т. е. через 7 недель после исхода из Египта, народ подошел к горе Синай. И там Сам Всевышний открылся им и вручил Моисею Тору. Бог дал Моисею скрижали, на которых были написаны десять заповедей (Почитай отца своего и мать свою, не убей, не воруй, не лжесвидетельствуй и т. д.). Кроме того, Господь дал и другие законы: религиозные и гражданские для "сынов Израилевых". Моисей записал все эти законы в книги. Так появилась Тора.
Тора, как учат иудейские богословы, сладка и питает изучающих ее, как молоко и мед. Это одно из объяснений, почему в течение двух дней праздника Шавуот принято есть молочную и молочно-мучную пищу с медом (молочный суп, сырники или блинчики с творогом и медом и т. п.). Другое объяснение: получив заповедь, запрещающую смешивать молочное и мясное, и не имея посуды для приготовления мясной пищи, весь народ Израиля ел в этот день только молочное.
Пасха, Шавуот и Сукот - три главные праздника года. Шавуот отмечается 6-го сивана (июнь), в день, когда кончаются семь недель после Пасхи.
Праздник Шавуот, как и другие праздники года, имеет также земледельческое значение: это праздник жатвы пшеницы. Итак, в трех его названиях - Шавуот, Праздник дарования Торы, Праздник жатвы - отражаются все стороны этого праздника.
"Вот, ты посвящаешься мне..."
Брачная церемония называется у евреев кидушин, "посвящение". В ходе этой церемонии невеста посвящается своему жениху, и они объединяются неразрывными узами святости. Церемонию проводят обычно под открытым небом. Над женихом и невестой развертывают специальный балдахин, который называется хула. Это символизирует собой, что невеста входит в дом своего жениха, и они становятся единой семьей под крышей своего дома.
Жених надевает на палец невесты золотое кольцо и произносит: "Вот, ты посвящаешься мне в жены этим кольцом по закону Моисея и Израиля!". Это и есть момент заключения брака.
После завершения кидушин устраивают праздничную трапезу. Свадебный пир продолжается семь дней, которые так и называются: "семь дней пира".
Каждый вечер во время праздничной трапезы произносят "Семь благословений", в которых возносят благодарность Всевышнему за то, что Он создал мужчину и женщину, и соединяет их браком.
Похороны
Количество различного рода поверий, находивших отражение в похоронном и поминальных обрядах иудаизма, поистине бесчисленно. В свое время каждый знаток Талмуда стремился к ним что-либо добавить. Например, после сложной (кстати, также фиксированной в Талмуде) процедуры констатации смерти из дома покойника полностью выносили мебель. Его соседи выливали все запасы воды - считалось, что ангел смерти обмыл в ней свой меч. Оплакивание умершего сопровождалось стенаниями, родственники и близкие рвали на себе одежду.
Очень сложные поминальные установления предписывает Талмуд: "Следующие действия запрещаются носящему траур в первый день - законом, в последние же шесть дней книжниками: брить голову, стирать... мазать голову, исполнять супружеский долг, надевать сапоги, работать, читать закон, приготовлять пышную постель, обнажать голову и приветствовать других".
Современный обряд похорон у приверженцев иудаизма сильно отличается от ортодоксального, и абсолютное большинство верующих сегодня не выполняют изнурительные установления. Религиозный обряд похорон чаще всего ограничивается чтением молитв над покойником, как правило, специально нанятыми чтецами, а поминальный цикл - заказами на чтение соответствующих молитв в синагоге. От обычая разрывать на себе одежду остался надрез на лацкане, который делают родственники покойного.
В Санкт-Петербурге действует синагога Хоральная (Лермонтовский пр., 2)
В Москве: синагога Хабад Любавическая (Большая Бронная, 6) и синагога Хоральная (Б. Спасоглинищевский п.,10)br