Значение ФЕДОСЕЕВСКИЙ ТОЛК в Православной энциклопедии Древо

ФЕДОСЕЕВСКИЙ ТОЛК

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Федосеевский толк, федосеевщина, федосеевцы - беспоповщинский толк.

Основателем его был Феодосий Васильев , новгородский беспоповец, бывший дьячок Крестецкого Яма; он ушел с семейством своим за польский рубеж, в Невельский уезд, чтобы основать здесь раскольническое общество.

Хотя появление отдельной общины само по себе не вело к образованию особого толка, тем не менее оно привело к разделению беспоповщины. Через несколько лет Феодосий перешел в Великолуцкий уезд и вскоре умер ( 1711 ).

В первой половине XVIII в. федосеевцы встречаются уже в разных местах по лесам, мызам, городам, в том числе и в Москве , которая с возникновением Преображенского кладбища сделалась средоточием всего федосеевского раскола.

Среди других беспоповщинских согласий федосеевцы выделяется особенно по вопросу о всеобщем безбрачии. Уже собрание новгородских беспоповцев 1694 , при участии Феодосия Васильева, не признало законным ни староженство, ни новоженство. На «соборе» 1752 , происходившем в Польше , постановившем за чадородие отлучать на известные сроки староженов, федосеевцы о новоженах рассудили: не жить с новоженами в одной храмине, не сообщаться в ядении, не мыться в бане, не славить в их домах Христа, не принимать их без развода на покаяние, хотя бы при опасной болезни, не крестить их детей: «здравых»- совсем, а больных — без обещания родителей разойтись. Наконец, московский федосеевский собор 1883 , подтвердив прежние федосеевские правила об обязательном для всех безбрачии и назвав принимающих бессвященнословные браки «еретиками», даже тех «новоженившихся», которые «признают свое сожитие незаконным», признал подлежащими отлучению от своего общества, оставив им одну надежду на спасение — предсмертную исповедь. Некоторые федосеевцы доходили до публичного заявления, что «лучше ныне сто блудниц иметь, нежели брачитися».

От ведосеевцев отделились следующие толки: а) титловщина , б) аристовщина , в) рижские и г) польские федосеевцы. Рига издавна занимала первое, после Москвы и Петербурга , место в империи по благоустройству находившейся в ней федосеевской общины. Издавна также рижские федосеевцы были жаркими проповедниками всеобщего безбрачия.

В 30-х гг. XVIII в. было поведено против рижских раскольников, «кои ведут развратную жизнь», употреблять «полицейские меры», а их незаконнорожденных детей крестить в православной вере и затем, по достижении возраста, детей мужского пола зачислять в военные кантонисты, а женского — пристраивать по распоряжению приказа общественного призрения. Вследствие этого у рижских федосеевцев явился обычай сводить браки в молельне, при посредстве наставников, с пением избранных из чина венчания псалмов, чтением Апостола и Евангелия .

Польских федосеевцев, живущих в губерниях Ковенской, Сувалкской и Виленской, московские федосеевцы приемлют в общение через исполнение шестинедельного поста — за то, что те приемлют новоженов на исповедь. Такой же чиноприем московские федосеевцы допускают и по отношению к федосеевцам рижским и петербургским.

Федосеевцы считают, что в мире воцарился Антихрист , однако представляют его не как конкретную личность, а как духовное явление. Как и другие беспоповцы, федосеевцы считают, что благодати больше в мире не существует, поэтому не может быть священства и таинств евхаристии и брака священниками совершаемых. Из таинств сохранены лишь крещение и исповедь, но совершаются они мирянами.

Федосеевцы крайне враждебно относились к государству, на котором по их мнению лежит печать Антихриста , и требовали от членов своего толка избегать всяких контактов с властями. Они в отличии от поповцев и большей части поморцев, не приняли молитву за царя. Во главе федосеевских общин стоят миряне имеющие звание наставников.

Общая численность федосеевцев ок. 200 тыс. чел. Подовляющее большинство из них русские.

Литература

П.С. Смирнов, Беспоповщина, ПБЭ, т. 2.

Источники

Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т.: Большая Российская Энциклопедия, 1995.

Народы и религии мира: Энциклопедия, М.: Большая Российская энциклопедия, 1999.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.