Значение слова ФЕДОСЕЕВЩИНА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

ФЕДОСЕЕВЩИНА

? беспоповщинский толк. Основателем его был Феодосий Васильев, новгородский беспоповец, бывший дьячок Крестецкого Яма; он ушел с семейством своим за польский рубеж, в Невельский уезд, чтобы основать здесь раскольническое общество. Хотя появление отдельной общины само по себе не вело к образованию особого толка; тем не менее оно привело к разделению беспоповщины. Через несколько лет Феодосий перешел в Великолуцкий уезд и вскоре умер (1711 г.). В первой половине XVIII века федосеевцы встречаются уже в разных местах ? по лесам, мызам, городам, в том числе и в Москве, которая, с возникновением Преображенского кладбища (см.), сделалась средоточием всего федосеевского раскола. Среди других беспоповщинских coгласий Ф. выделяется особенно по вопросу о всеобщем безбрачии. Уже собрание новгородских беспоповцев 16 9 4 г., при участии Феодосия Васильева, не признало законными ни староженство, ни новоженство. На "соборе" 1752 г., происходившем в Польше, постановившем за чадородие отлучать на известные сроки староженов, федосеевцы о новоженах рассудили: не жить с новоженами в одной храмине, не сообщаться в ядении, не мыться в бане, не славить в их домах Христа, не принимать их, без развода, на покаяние, хотя бы при опасной болезни, не крестить их детей: "здравых" ? совсем, а больных ? без обещания родителей разойтись. Наконец, московский федосеевский собор 1883 г., подтвердив прежние федосеевские правила об обязательном для всех безбрачии и назвав принимающих бессвященнословные браки "еретиками", даже тех "новоженившихся", которые "признают свое сожитие незаконным", признал подлежащими отлучению от своего общества, оставив им одну надежду на спасение ? предсмертную исповедь. Некоторые федосеевцы доходили до публичного заявления, что "лучше ныне сто блудниц иметь, нежели брачитися". От федосеевства отделились следующие толки: а) титловщина (см.), б) аристовщина (см.), в) рижские и г) польские. Рига издавна занимала первое, после Москвы и Петербурга, место в империи по благоустройству находившейся в ней федосеевской общины. Издавна также рижские федосеевцы были жаркими проповедниками всеобщего безбрачия. В тридцатых годах прошедшего столетия было повелено против рижских раскольников, "кои ведут развратную жизнь", употреблять "полицейские меры", а их незаконнорожденных детей крестить в православной вере и, затем, по достижении возраста, детей мужеского пола зачислять в военные кантонисты, а женского ? пристраивать по распоряжению приказа общественного призрения. Вследствие этого у рижских федосеевцев явился обычай сводить браки в молельне, при посредстве наставников, с пением избранных из чина венчания псалмов, чтением апостола и евангелия. Польских федосеевцев, живущих в губерниях Ковенской, Сувалкской и Виленской, московские федосеевцы приемлют в общение через исполнение шестинедельного поста ? за то, что те приемлют новоженов на исповедь, да и до общения с собою в молении и пище не допускают лишь до рождения у новоженов детей. Такой же чиноприем московские федосеевцы допускают и по отношению к федосеевцам рижским и петербургским. См. архим. Павел, "Краткие известия о существующих в расколе сектах" (СПб., 1889); П. С. Смирнов, "История русского раскола старообрядства" (СПб., 1895); его же статья "Беспоповщина" во 2-м томе "Православной Богословской Энциклопедии" (изд. А. Лопухина, СПб., 1901).

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.