Значение слова ФАУСТОВО в Православной энциклопедии Древо

ФАУСТОВО

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

К ИСТОРИИ СЕЛА ФАУСТОВА Начало исторической жизни Фаустова теряется в прошлом Московского края. Московский край, как о том свидетельствуют археологические раскопки курганов и городищ, каналов рек и местностей, был первоначально населен финским племенем Меря или Неря. Когда южные кочевые народы – половцы, печенеги, а главным образом татары – стали теснить славянские племена, жившие первоначально по Днепру и его притокам, в особенности после нашествия татар и разорения южной Руси в XIII веке, славянские племена двинулись на север, в лесные, недоступные татарам места. Переселение совершалось почти исключительно по рекам, других дорог тогда почти не существовало, и переселенцы оседали по берегам, где были подходящие условия для жизни.

Здесь переселенцы-славяне встречались с мерянами, поселения которых также располагались по берегам рек. Встречи эти были мирны – местность была богата всем, необходимым для жизни, финское население немногочисленно, – памяти о каких-либо кровавых столкновениях предание не сохранило. Меряне постепенно сливались с славянами, подчиняясь им как более сильным, принимая их веру и язык, образуя новую великорусскую народность крестьян, отличающуюся по языку и по внешности от южнорусской славянской.

Было ли мерянское поселение на месте теперешнего Фаустово – определенно сказать нельзя, но предполагать должно. Высокий берег, река, лес, луга должны были бы привлечь внимание славянских переселенцев, и на Фаустовской горе должен был бы возникнуть первый храм этой местности. То обстоятельство, что древнейшей церковью является Космо-Дамианская, дает основание предполагать, что на месте Фаустова было поселение мерян, и славяне-переселенцы не могли занять его.

Поскольку Космо-Дамианская церковь была на погосте, есть основание полагать, что первоначальное население славян было незначительно, разъединено; жило небольшими отдельными поселками, и лишь в праздники, быть может, на лодках по реке Москве и впадавшим в нее речкам (теперь – ручейкам), собиралось в свою церковь. Район прихода этой первой церкви простирался по течению реки Москвы от впадения в нее Торянки (?) около Бронниц, до впадения Нерской, где граничит с приходом другой очень древней церкви Николаевской на Нерской. Итак, первая частная картина местности такова: река Москва с лесом по берегу, – теперяшняя Хрантив и Дубецкие была под лесом, по берегу в лесу – на пригорках, на полянках – поселки мерян и славян, среди же леса, на берегу безымянной речки, впадавшей в Москву через озеро, – маленькая деревянная церковка Космы и Дамиана. Так было до XVII века.

В XVII веке Государь Алексей Михайлович строит монастырь – Соловецкую пустынь – с большими каменными церквами, наделяет его большими земельными угодьями. С открытием монастыря крестьяне вступают с ним в духовное и материальное общение, частично становятся в зависимость от монастыря, селясь на монастырской земле; образуются крестьяне монастырские, монастырская слободка; следы Фаустовского языческого поселения постепенно исчезают. Так продолжалось до 1774 - 1776 года, когда производилась секуляризация церковных имуществ. От монастыря были отобраны земли и крестьяне; земли впоследствии Екатериной II были розданы придворным: графу Орлову, Ламздорфу и др., а крестьяне зачислены в разряд государственных; монастырь обращен в приход, к которому, кроме слободки монастырской, присоединили деревни: Исаково – от Николонерского прихода, Юрасово – от Космо-Дамианского и Юрово – от Михаило-Архангельского в Загорнове.

Откуда появилось самое название Фаустово - сказать определенно нельзя, можно делать только вероятные предположения. Подобные названия: Юрово, Юрасово, Исаково, Алешкино, Михалево, Ивановка, Петровское и т.п. указывают на первых поселенцев деревни, ее родоначальников. К числу таких же названий относится и Фаустово – от имени Фавста - Фavct, Faust.

Очевидно, некий Фавст поселился около монастыря со своей семьей, построил несколько избушек, землянок, и получился поселок Фавста. Было бы интересно проследить, с кем этот Фавст пришел, как увеличивался его род, но это, конечно, невозможно. Исторические записи имеются только с 1812 года, когда в селе Фаустове было уже 15 (?) дворов:

Ивана Мурана

Ивана Любчика

Варфоломея

Павла

Ильи

Льва

Симона

Харитона

Феклы

Трухача

Кудрявого

Кобыленка

Туся

Чебурка

Мороза

В каком отношении эти лица были к Фавсту - сыновья ли, зятья ли, внучата, племянники, - сказать конечно, нельзя, но можно предполагать, что это были люди, связанные с ним близким родством.

Литература

о. Иоанн Берёзкин. Рукопись.

Внешние ссылки

http://faustovo.orthodoxy.ru/ + этого сайта-документальная основа/ - медленное выкладывание документов

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.