Значение СПИРИДОН САТАНА в Православной энциклопедии Древо

СПИРИДОН САТАНА

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Спиридон Сатана (+ 1503 - 1505 / 1509 ), митрополит Киевский и всея Руси .

Родился в Твери .

Приняв монашество , уехал в Константинополь . Патриархом и освященным Собором архиереев был избран и 15 сентября 1475 года хиротонисан в митрополита Киевского и всея Руси . По сообщению летописи [1] прозвище "Сатана" он получил за cвою "резвость."

В противостоянии между Московскими и Литовскими кандидатами на Всероссийскую митрополию, митрополит Спиридон мог быть представителем третьей силы - независимого Тверского княжества . Поэтому в "утвержденной" грамоте епископа Вассиана , поставленного на Тверскую кафедру в составе Московской митрополии в 1477 году, специально сообщается о Спиридоне: " А к митрополиту Спиридону, нарицаемому Сатане, взыскавшаго во Цариграде поставлениа, во области безбожных турков , от поганаго царя, или кто будет иный митрополит поставлен от латыни или от Турскаго области, не приступити мне к нему, ни приобщениа, ни соединенна ми с ним не имети никакова " [2] .

В церквях Юго-Западной Руси, которые управлялись нареченным митрополитом Мисаилом , Спиридона также не приняли: Польский король Казимир IV посадил его в заточение. Под 1482 годом упоминается [3] о попытке заключенного митрополита прибегнуть к помощи великого князя Иоанна Васильевича . Из заточения Спиридон отправил посланца в Москву с письмом к великому князю, прося его заступничества. В письме к князю он пишет: " Я много мощей вез тебе от патриарха, но король все себе забрал " [4] .

Наконец, неизвестно каким образом, но митрополит был выпущен. Выйдя на свободу и будучи в Литве , митрополит Спиридон написал обширное окружное послание " Изложение о православной истинной нашей вере ." Здесь он свидетельствует, что принял рукоположение и поставление на "Киевскую митрополью всея Руси" в Царьграде от патриарха Рафаила и архиерейского собора, упоминает и о своих страданиях за правду во время пребывания в польском заточении. Он титуловал себя архиепископ "Кiевскiй и всеа Руси" [5] . "Изложение" митрополита Спиридона дает повод догадываться, что хотя он не был принят королем и находился в заточении, но ни православная западнорусская паства, ни ее святители не чуждались его как своего первосвятителя, не доверяя слуху, будто бы он поставлен "по мзде" и по приказанию султана . Спиридон обращается к ним без всякого чувства недовольства или неприязни, которые были бы так естественны, если бы он был отвергнут своею паствою; напротив, обращается со словами любви и пастырской попечительности, ясно свидетельствующими, что между ним и теми, к кому он писал, существовали добрые отношения.

Из Литвы он прибыл в Москву , но тут тоже не был принят. О действиях его не известно, но между 1483 и 1503 годом митрополит Спиридон был отправлен на заточение в Ферапонтов монастырь . Даже в архиерейскую присягу в Московской митрополии со времени святителя Симона было введено обещание: " отрицаюся (после Исидора и Григория Болгарина )... и Спиридона, нарицаемого Сатана, взыскавшаго в Цареграде поставления, в области безбожных турок поганого царя, такожде и тех всех отрицаюсь еже по нем, когда случится придти на Киев от Рима латинскаго или от Царьграда турецкия державы " [6] .

В 1503 году игумен Соловецкого монастыря Досифей, составивший житие святых Зосимы и Савватия Соловецких, уговорил находившегося в заточении в Ферапонтовом монастыре Спиридона отредактировать и переписать заново жизнеописание преподобных, что последний и сделал.

Митрополит Спиридон принадлежал к числу людей образованных и начитанных, и был известен таковым среди современников. Игумен Досифей обратился к Спиридону, " понеже бе муж мудр, измлада извыче и добре умея божественная писаниа новая и ветхая " [7] , и архиепископ Новгородский святитель Геннадий , одобривший обращение Досифея за помощью к Спиридону, тоже отметил что " Сий человек в нынешняя роды бяше столп церковный, понеже измлада извыче священная писаниа " [8] .

В начале XVI века, митрополит Спиридон написал еще одно произведение, оформленное в виде послания и известное под названием " Послания о Мономаховом венце ". Оно было написано Спиридоном в ответ на запрос какого-то очень влиятельного лица, имя которого в дошедших до нас рукописях не сохранилось. Как сообщает сам Спиридон, перед ним была поставлена задача изложить происхождение династии русских великих князей на фоне важнейших событий мировой истории, что он и сделал.

Характеризуя личность митрополита Спиридона, митрополит Макарий писал: "Спиридону не суждено было управлять Литовскою православною митрополиею, на которую он был поставлен, но в ряду всех ее митрополитов, действительно управлявших ею за настоящий период, мы не встречаем ни одного, который бы равнялся с Спиридоном по уму и образованию или, точнее, оставил по себе такие же литературные памятники своего ума и образования".

Митрополит Спиридон скончался в схиме под именем Савва 91-го года от роду. Было это между 1503 и 1505 годами [9] или же в 1509 году.

Митрополит Спиридон имел большое проповедническое дарование. Характеризуя его, митрополит Макарий (Булгаков) писал: " Спиридону не суждено было управлять Литовскою православною митрополиею , на которую он был поставлен, но в ряду всех ее митрополитов, действительно управлявших ею за настоящий период (т.е. период период борьбы Православия с латинством и неудачных попыток унии , 1458-1503), мы не встречаем ни одного, который бы равнялся с Спиридоном по уму и образованию или, точнее, оставил по себе такие же литературные памятники своего ума и образования ."

Труды

Изложение о православней истинней нашей вере (неопубл., ГПБ, Соф., собр., № 1451, л. 243—261 об.).

Первое по времени написания из сохранившихся произведений Спиридона, обращенное ко всей его духовной пастве. В самом начале "Изложения" он сообщает о целях своего сочинения — описание семи Вселенских Соборов . Далее Спиридон рассказывает о себе, о своем поставлении в митрополиты и об изгнании, затем уже говорит о Соборах. Рассказывая о борьбе Вселенских Соборов с ересями , Спиридон каждый раз добавляет о своем неприятии ересей и предает их проклятию, а себя считает невинно пострадавшим за Православие. Заканчивая текст "Изложения", он обращается к самим иерархам — "настольникам" и убеждает их вооружаться против ополчения вражия, ревностно оберегать и пасти словесное стадо, в котором Дух Святой поставил их епископами и пастырями; не увлекаться пристрастием к земным благам и жестокосердием, а церковные имения употреблять по удовлетворении нужд церковных на пособие нищим, сиротам, вдовицам и на выкуп пленных, а "не на своя страсти".

Житие преподобных Зосимы и Савватия соловецких по записям инока Досифея (ГПБ, Солов., собр., № 175)

Наиболее ранний текст Жития Зосимы и Савватия только в редакции Спиридона.

"Послание о Мономаховом венце" (опубл.: Жданов, И. Н., "Повести о Вавилоне и "Сказание о князьях владимирских"," Журнал министерства народного просвещения , СПб., 1891, т. 10, 325—362; Зимин, А. А., "Античные мотивы в русской публицистике конца XV в.," Феодальная Россия во всемирно-историческом процессе , М., 1972, 129—138.)

Литература

Ключевский, В. О., Древнерусские жития святых как исторический источник , М., 1871, 202—220.

Яхонтов, И. А., Жития святых северо-русских подвижников Поморского края, как исторический источник , Казань, 1882, 17—32.

Жданов, И. Н., Русский былевой эпос. Исследования и материалы , СПб., 1895, 65—69, 81—90, 589—603.

Макарий (Булгаков), митрополит, История Русской Церкви: в 12 т. , СПб., 1864—1886. - т. 9, 63—68.

Карамзин, Н. М., История государства Российского: в 3 кн. из 12 т. (3-е изд.), СПб., 1842-1843 - т. 5, прим. 309; т. 6, прим. 629.

Строев, П. М., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви , СПб., 1877, 3.

Булгаков, С. В., Настольная книга для священно-церковнослужителей , Киев, 1913, 1402.

Денисов, Л. И., Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России , М., 1908, 607.

Н. Д[урново], Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи , М., 1888, 13.

Филарет (Гумилевский), архиеп., Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. (3-е изд), СПб., 1884, 125.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. [Изд. П. П. Сойкина], СПб., б. г., т. 2, 2110.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. , СПб., 1890—1907 — т. 31 (кн. 61), 223.

Русский биографический словарь: в 25 т. , СПб.; М., 1896—1913 — т. 19, 259—260.

"Письма митрополита Киевского Евгения Болховитинова к петербургскому ученому библиографу В. г. Анастасевичу. С предисловием Н. И. Полетаева," Русский архив , М., 1863—1917; 1889 — кн. 2, № 5, 64.

Макарий (Булгаков), митр., История Русской Церкви: в 9 т. , М., 1994—1997 — т. 5, 50—53, 381, 427.

Дмитриева, Р. П., "Спиридон-Савва (по прозвищу Сатана)," Словарь книжников и книжности Древней Руси , Л., 1989 — вып. 2, ч. 2, 408—411.

Использованные материалы

Статья Большой биографической энциклопедии :

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/115824/%D0%A1%D...0%BD

Афанасий (Мартос), архиеп., Беларусь в исторической, государственной и церковной жизн. Часть вторая. Церковная :

http://www.pravoslavie.by/podpod.asp?id=957&Session=10

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_6695

[1] В Летописях Софийской II и/или Львовской. ПСРЛ, СПб., 1853, т. 6, 233.

[2] РИБ, СПб., 1880, т. 6, 683—684.

[3] В Летописях Софийской II и Львовской. ПСРЛ, СПб., 1853, т. 6, 233.

[4] Карташев, I, 551; Макарий, IX, 63-64.

[5] Макарий, IX, 65.

[6] Карташев, I, 551; РИБ , т. 6, 451—452.

[7] ГБЛ, Волок, собр., № 659, л. 309

[8] ГБЛ, Волок, собр., №659, л. 309 об.

[9] По митрополиту Макарию (Булгакову) .

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.