Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Собор новомучеников и исповедников Российских , переходящий праздник, привязан к дню памяти сщмч. Владимира (Богоявленского) .
Празднование Собора Новомучеников и Исповедников Российских было определено Патриархом Тихоном и подтверждено Всероссийским Поместным Собором 1917—18 . В годы Советской власти отмечался тайно. В 1992 благословен к общецерковному употреблению.
Архиерейский Собор 1992 года установил празднование Собора новомучеников и исповедников Российских XX века 7 февраля н.ст. ( 25 января ), если этот день совпадает с воскресным днем, а если не совпадает - то в ближайшее воскресенье после 7 февраля.
В принятии такого решения Собор руководствовался постановлением Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг ., где в Определении «О мероприятиях, вызываемых происходящим гонением на Православную Церковь» устанавливалось в этот день совершать поминовение «всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников». В соответствии с данными решениями в этот день празднуется память уже прославленных поименно новомучеников и исповедников Российских. Общецерковное празднование памяти всего Собора новомучеников Российских, прославленных поименно и безымянных, должно совершаться в этот день, что не исключает возможности по благословению Святейшего Патриарха назначать особые дни памяти местных соборов новомучеников с указанием названий епархий и имён уже прославленных святых, иногда с указанием числа мучеников и места их страдания. Например: «Святые мученики Московские: митрополит Крутицкий Петр и все за веру Христову в чистой совести и единении с Церковью непорочно пострадавшие, имена же их Ты, Господи, веси»; или: «Святые мученики Бутовские: митрополит Серафим и все более трёхсот страстотерпцев за веру Христову в чистой совести и единении с Церковью непорочно пострадавшие, имена же их Ты, Господи веси». Такая форма позволит исключить из чина почитания тех, кто скончался вне Православной Церкви, отпав от неё из-за церковного раскола или из-за предательства, или по нецерковным мотивам.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси совершается поимённое включение новых святых в состав уже прославленного Собора на основании исследований, проведённых Синодальной Комиссией по канонизации святых. Не позволительно без благословения Святейшего Патриарха включать поимённо новых мучеников и исповедников в Собор новомучеников. Самовольная конкретизация имён новых мучеников без благословения на то Святейшего Патриарха, данного в ответ на представление Синодальной Комиссии по канонизации святых, не позволительна. Недопустимо Правящим Преосвященным без благословения Святейшего Патриарха изображать на иконах святых, не поименованных решением Соборов и не получивших на то Патриаршего благословения.
Только в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских совершается память святых, дата смерти которых неизвестна.
В Соборе новомучеников и исповедников Российских XX века на июль 2006 года поименно канонизирован 1701 человек.
Из них:
Архиерейским Собором 1989 года — 1 человек;
Архиерейским Собором 1992 года — 7 человек;
Архиерейским Собором 1994 года — 2 человека;
Архиерейским Собором 1997 года — 3 человека;
Архиерейским Собором 2000 года — 1097 человек.
Решениями Священного Синода включены в Собор новомучеников и исповедников Российских:
от 27 декабря 2000 года — 57 человек (Комиссия по канонизации святых , 51-е заседание);
от 22 февраля 2001 года — 15 человек (52-е заседание);
от 17 июля 2001 года — 32 человека (53-е заседание);
от 6 октября 2001 года — 36 человек (54-е заседание);
от 26 декабря 2001 года — 39 человек (55-е заседание);
от 11 марта 2002 года — 30 человек (56-е заседание);
от 24 апреля 2002 года — 2 человека (57-е заседание);
от 17 июля 2002 года — 82 человека (57/58-е заседания);
от 7 октября 2002 года — 19 человек (59-е заседание);
от 24 декабря 2002 года — 14 человек (60-е заседание);
от 7 мая 2003 года — 42 человека (61-е заседание);
от 30 июля 2003 года — 28 человек (62-е заседание);
от 6 октября 2003 года — 14 человек (63-е заседание);
от 26 декабря 2003 года — 18 человек (64-е заседание);
от 25 марта 2004 года — 20 человек (65/66-е заседания);
от 17 августа 2004 года — 21 человек (67/68-е заседания);
от 1 октября 2004 года — 9 человек (69-е заседание);
от 24 декабря 2004 года — 8 человек (70-е заседание);
от 20 апреля 2005 года — 21 человек (71-е заседание);
от 17 июля 2005 года — 14 человек (72-е заседание);
от 6 октября 2005 года — 16 человек (73-е заседание);
от 27 декабря 2005 года — 21 человек (74-е заседание);
от 11 апреля 2006 года — 19 человек (75-е заседание);
от 17 июля 2006 года — 14 человек (76-е заседание).
От Московской епархии прославлено 508 человек. [1]
Тропарь Новомученикам и Исповедникам Российским
Днесь радостно ликует Церковь Русская, / яко мати чада, прославляющи новомученики и исповедники своя: / святители и иереи, / царственныя страстотерпцы, благоверныя князи и княгини, / преподобныя мужи и жены / и вся православныя христианы, / во дни гонения безбожнаго жизнь свою за веру во Христа положившия / и кровьми Истину соблюдшия. / Тех предстательством, Долготерпеливе Господи, / страну нашу в Православии сохрани / до скончания века.
Тропарь, кондак, величание священномученика Российского XX века
Тропарь, глас 3
Церкве Русския столпе непоколебимый,/ благочестия правило,/ жития евангельскаго образе,/ священномучениче (имярек),/ Христа ради пострадавый даже до крове,/ Егоже моли усердно,/ яко Начальника и Совершителя спасения,/ Русь Святую утвердити в Православии// до скончания века.
Кондак, глас 2
Восхвалим, вернии,/ изряднаго во святителех (или священницех)/ и славнаго в мученицех {имярек),/ Православия поборника и благочестия ревнителя,/ земли Русския красное прозябение,/ иже страданием Небес достиже/ и тамо тепле молит Христа Бога// спастися душам нашим.
Величание
Величаем тя,/ священномучениче {имярек),/ и чтим честная страдания твоя,/ яже за Христа/ во утверждение на Руси Православия// претерпел еси.
Тропарь, кондак, величание преподобномученицы Российской XX века
Тропарь, глас 5
Христа Господа Иисуса верная ученице,/ Церкве Российския избранная агнице,/ преподобная страстотерпице (имярек),/ легкое иго и язвы Его любовию носящи,/ лествицею мучений/ к Нему, яко Небесному Жениху, востекла еси,/ Егоже моли сохранити в благочестии люди Российския// и спасти души наша.
Кондак, глас 4
Яко крин багряновидный,/ посреде терний безбожия/ в земнем отечестве твоем процвела еси,/ преподобномученице (имярек) честная,/ подвиги воздержания страданием украсивши,/ востекла еси к Небесному Жениху Христу,// Иже увенча тя красотою славы нетленныя.
Величание
Величаем тя,/ страстотерпице преподобная мати (имярек),/ и чтим честная страдания твоя,/ яже за Христа/ во утверждение на Руси Православия// претерпела еси.
[1] ЖУРНАЛЫ ЗАСЕДАНИЯ СВЯЩЕННОГО СИНОДА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ОТ 17 ИЮЛЯ 2006 ГОДА: http://www.pravoslavie.ru/news/060718104157
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент