(подлинное заглавие книги: "Ответы древнего благочестия любителей на вопросы придержащихся новодогматствующего иерейства"; в "предисловии" автор называет свое сочинение "Щитом веры") — сочинение, заключающее в себе 382 вопроса поповцев и столько же ответов, данных беспоповцами. "Щ. веры" написан в 1791 г. и состоит из 5-ти частей и 10-ти разделов. Кто был составителем вопросов и кто давал ответы на них — о том возможны только догадки. Известно лишь, что составитель вопросов был поповец ветковского согласия и что в то время, когда писались ответы, его уже не было в живых. Автором ответов Павел Любопытный называет Тимофея Андреева, жившего 30 лет в выгорецком общежитии. Со свидетельством Любопытного нельзя согласиться, потому что писавший ответы хотя и называет себя поморцем, последователем выгорецких учителей, но в то же время замечает, что "жительствует при Обских берегах", в "Обских пределах". Значит, "Щ. веры" написан не в Поморье, а в Сибири. Автор его воспитался на сочинениях Денисовых и был даровитым писателем их школы. "Щ. веры" пользуется особым уважением у беспоповцев. После "Поморских ответов" это, несомненно, лучшее из беспоповщинских сочинений. Для ознакомления с учением беспоповцев оно имеет даже преимущество перед "Поморскими ответами", так как Денисов, отвечая на вопросы присланного Св. Синодом миссионера, постоянно прибегал к лукавству и старался укрывать действительные беспоповщинские мнения, особенно о церкви православной. Между тем, автор "Щ. веры", отвечая на вопросы раскольника-поповца, смело высказывает свои беспоповщинские мнения и особенно резок именно в том, что относится к православной церкви. В первой части "Щ. веры" заслуживает особенного внимания 21-й ответ, в котором указано множество новых, не упоминаемых в "Поморских ответах" обвинений против православной церкви (употребление календарей, в которых содержатся предсказания о будущих летах и временах, ношение немецкого платья, галстуков, "околоший" и проч., перенесение нового года с 1 сент. на 1 января, существование аптек, "в коих всякия мерзости употребляют", анатомирование трупов, ношение покойников с факелами, составление сочинений против раскола, разрешение грехов без епитимий, дозволение изображать на иконах треугольник и всевидящее око, допущение к восприемничеству лиц неправославных и др.). В "Щ. веры" для православного полемиста весьма важны те ответы (2, 3 и 4 части), где идет речь о принятии священства от еретиков: поражая беглопоповцев в их учении о бегствующем священстве, автор "Щ. веры" дает православному полемисту готовое оружие против раскольников нынешнего австрийского священства, ибо это священство по существу своему есть тоже беглопоповство. Вторая, третья и четвертая части "Щ. веры" напечатаны в "Братском слове" (1890, т. II, и 1891, т, I) по списку прекрасного поморского письма, принадлежащему библиотеке Московской духовной академии; эти же части в несколько сокращенном виде и с некоторыми изменениями были напечатаны в прусской киновии о. Павла. Издание это составляет редкость. Сведения о происхождении и значении "Щ. веры" напечатаны в предисловии к изданию 2-й его части (см. "Братское слово", 1890, т. II, стр. 161—66).
Значение ЩИТ ВЕРЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ЩИТ ВЕРЫ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012