Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
1. Рака (Мф. 5:22), сирийское слово, значит «пустой, негодный человек»; служило выражением гнева в презрения. Виновный в названии ближнего словом «рака» подлежал суду синедриона .
2. Рака (греч. - μνημεΐον, лат. - capsa, monumentum, франц. - chasse, значение и происхождение русского названия не определено), так называется в христианской церкви устраиваемое в храмах особое помещение для мощей святых. Название "рака" вполне соответствует русскому слову "гробница"; это не гроб (τάφοζ, sepulchrum), а монументальный большой ларец, продолговатый, в меру длины гроба, в котором помещаются мощи, чаще - вместе с гробом. Рака существовала у евреев еще в Ветхом Завете , как видно из слов Иисуса Христа о фарисеях, которые "строят гробницы пророкам и украшают памятники (μνημεΐα) праведников" (Мф. 23:29). Это указывает именно на монументальное назначение раки, отличающее ее от обычного места погребения. Христиане с самых первых времен церкви благоговейно хранили и чтили останки своих святых, особенно мучеников (см. " мощи "). После того как христианство восторжествовало над язычеством, тайное почитание мощей, укрытых в простых гробах, уступило место созиданию рак, украшенных снаружи, имевших вид монумента. Роскошные раки [реликварии], содержавшие в себе мощи святых, распространены были на Западе, особенно в VII в., везде, где находились мощи. Их постоянной принадлежностью была какая-либо особая форма (замка, башни и т.п.), а не стереотипная удлиненная форма гроба, безусловно господствующая для раки в церкви православной. Есть немало в католических странах древних рак из массивного серебра, обильно позолоченных, с рельефной чеканкой отдельных фигур, целых групп, картин из библейской или церковной истории и т.д. Эти рельефные изображения рак особенно высоко ценятся в истории искусства как произведения болыпей частью высокохудожественные. [...]
Общий каталог всех коллекций рисунков рак на Западе составлен и издан за границей нашим соотечественником гр. Салтыковым.
Первые раки, в которые полагались мощи (целое тело), были каменные, как это видно из повествования о мощах свв. Бориса и Глеба ( 1072 ), которые из деревянных гробов были перемещены в каменные раки. Для этих рак устроены были особые "клети" или своды ("комары"), решетки которых были также окованы золотом и окружены хрустальными золочеными подсвечниками и висящими золочеными лампадами. Привозимые из Константинополя частицы св. мощей хранились или каждая в особом ковчежце, называвшемся иногда ракой, или по нескольку частиц вместе, вделанными в отдельных местах в крест; таков, например, крестообразный серебряный "кивот", с Черновыми изображениями, устроенный суздальским князем Димитрием Константиновичем в 1363 для т.н. "страстей Господних", приобретенных в Константинополе (часть крови Христовой, гроба Его, терновый венец, хранившийся затем в Благовещенском соборе в Москве ). По мере открытия мощей собственно русских святых они поставлялись в главном храме монастыря в особых раках, украшенных серебром и золотом, в нишах в той или другой стороне храма, большей частью - на возвышении и под художественно устроенными "сенями" (балдахинами). Раки всех русских святых неизменно сохраняют форму гроба - удлиненного, в меру роста святого, четырехугольного ковчега, сверху имеющего доску, златокованную ризу и открытый или закрытый лик святого и открытую руку его для целования. Если мощи почивают не открыто, а "под спудом", т.е. недоступны для поклоняющихся, то поверх раки имеется живописное или живописно-металлическое изображение святого, покрытое особым покрывалом из парчи, атласа или бархата.
Источники
Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т.: Большая Российская Энциклопедия, 1995.
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент