Значение слова РАЙ в Православной энциклопедии Древо

Что такое РАЙ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Рай (евр. «закрытый сад»).

Различаются два рая:

Рай земной

«Рай земной», «Рай сладости», насажденный самим Богом для первых людей и находившийся, по выражению книги Бытия , «на востоке» (от того места, где написана эта книга, т.е., вероятно, – Палестины ), в стране Эдемской .

Мнения о том, в каком именно месте находился этот рай, различны. При описании его, находящемся во 2 гл. книги Бытия, говорится, что поток, орошавший рай, был источником четырех рек – Фисона, Геона, Тигра и Евфрата.

На этом основании одни ищут рай в восточной Азии, считая раем целую страну Эдем ; другие находят его между Евфратом и Гангом, причем в названиях Геона и Фисона видят библейский Геон и Гифазис; третьи считают местонахождением рая Сирию (принимая Фисон за Хризоррой (совр. Барада) и Геон – за Оронт (совр. Эль-Аси), Месопотамию или Халдею . Существует предположение, что всемирный потоп смыл с лица земли первозданный рай, совмещавший в себе все, что было прекрасного в первозданной природе.

Рай небесный Рай небесный – «царствие», уготованное Богом от начала мира, где обитают души праведников и святых после смерти земной и частного суда до воскресения тел на земле и имеющего последовать затем суда всеобщего, не зная ни болезней, ни печалей, ни воздыхания, ощущая одно лишь непрестанное радование и блаженство.

Сказания Св. Писания о рае небесном очень кратки. В этот рай вступил распятый с Иисусом Христом и уверовавший в него разбойник (Лк. 23:43); об этом рае Иисус Христос говорил апостолам : «в доме Отца Моего обителей много... иду приготовить место вам», а апостол замечал: «когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный» (2 Кор. 5:1).

Рай небесный, в котором обитают души праведников, есть ближайшая к земле небесная обитель или «первое небо»; за ним, выше, есть еще небеса (Откр. 6:9; 7:9; 4:4). Климент Римский говорит об ап. Петре, что он по смерти «отошел в место славы», о Павле – что он «по кончине отошел в место святое».

Поликарп Смирнский говорит об Игнатии Антиохийском и других мучениках, что они «пребывают в подобающем месте у Господа». Ириней Лионский замечает, что «преложенные (т.е. умершие на земле праведники) преложены в рай, ибо рай приготовлен для людей праведных и духовных».

Иларий , Григорий Нисский и др. говорят о «лоне Авраамовом» в раю как о месте общения с ангелами и душами святых, где предвкушается блаженство вечное, имеющее наступить по всеобщем воскресении и страшном суде.

Ипполит и Тертуллиан отличают рай, или небо, как специальное место селения мучеников и пророков, от лона Авраамова как селения праведников.

По словам Киприана , «смерть для праведных и благочестивых есть не что иное, как переселение в вечность для жизни у Бога и со Христом в рай или царствии небесном».

По Ефрему Сирину , все праведники водворяются в обществе радости, где нет плача и воздыханий, а одно радование. Здесь они сподобляются зреть мысленное Солнце, светом которого озаряясь, наслаждаются неисчерпаемыми дарами Божиими.

Афанасий Великий говорит: «Вопрос, где находятся отшедшие души – вопрос чудный и дивный, сокрытый от людей; Бог не соизволил, чтобы кто-нибудь возвратился к нам оттуда и рассказал, где и как пребывают души, отшедшие от нас».

Григорий объясняет неполноту сказания книги Бытия о рае земном тем, что «обычай есть писанию о недоумеваемых доселе творить сказание просто и немногопытно».

Все отцы Церкви учили, что души святых в небесных райских обителях не в одинаковой степени пользуются их блаженствами, но различно, соответственно их достоинству; некоторые ( Григорий Богослов , Иоанн Златоуст и др.) прибавляют, что святые, находящиеся в небесном раю, молятся как об умерших, не достигших праведности, так и о живущих еще на земле.

Это учение на вселенских соборах Халкидонском и 2-м Никейском возведено в догмат Церкви. Некоторые из позднейших богословов создали теорию особой утонченной телесности души, в силу которой они признают действительными все те видения рая и хождения еще живых праведников на небо, о которых повествуют древние и новые агиографы.

Ряд этих сказаний о рае открывается сказанием о мученичестве св. Перпетуи (ум. 203 ), где рай небесный в первый раз описывается как обширный прекрасный сад, наполненный дивными древами, благоухающими цветами и чудно поющими птицами. В дальнейших, более подробных описаниях рая ему усвояется все, что можно себе представить прекрасного в природе.

Для христианского искусства рай с самого начала был одним из излюбленных предметов изображения, во фресках, на саркофагах, в мозаиках катакомб, равно как вообще в живописи. Православное церковное учение о рае резюмируется в литургических памятниках, а также в погребальных молитвословиях.

В древнейшем тексте (александрийском) Литургии Василия Великого Церковь молится, чтобы Бог вселил умерших верных «в место злачно, на воды упокоения, в рай веселия, откуда удаляются всякая печаль и воздыхание, в свет святых». В молитвах поминовения усопшего Церковь просит, чтобы Бог вселил умершего «в место светло, злачно, покойно, где все праведники упокоеваются, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная».

Литература

Епископ Сильвестр, Опыты православного догматического богословия, т. 5;

Монах Митрофан, Как живут наши умершие по смерти, 1887;

Г.К. Властов, Библейская летопись, СПб., 1875;

Н.Н. Глубоковский, Обращение Савла, ХЧ, 1896;

Н.И. Глориантов, Взгляд на отношения геологии к библейским сказаниям, там же, 1861;

Новорусский, О шестидневном творении, ПО, 1886-87;

Б.И. Ловягин, Библейское учение о творении, «Странник», 1863;

Н.А. Сергиевский, О творении, ПО, 1873;

Рай и ад, ХЧ, 1840;

Ловягин, Знают ли святые на небе о наших нуждах на земле, там же, 1867;

О воздаянии после частного суда, там же, 1852.

Использованные материалы

Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т.: Большая Российская Энциклопедия, 1995.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.