Значение ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ в Православной энциклопедии Древо

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Преображение Господне – праздник Православной Церкви, принадлежит к числу двунадесятых .

Празднуется 6 августа .

В этот день вспоминается явление Иисуса Христа в божественной славе (еще во время земной жизни) трем избранным ученикам. Иисус Христос взял "Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних. И преобразился перед ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же его сделались белыми, как свет" ( Мф. 17:12 ). "И вот два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия. Явившись во славе, они говорили об исходе Его, который ему надлежало совершить в Иерусалиме" ( Лк. 9:30 –31). "И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте" ( Мк. 9:7 ).

Место события

Место Преображения в Евангелии не указано. Мы знаем только, что оно совершилось на горе. Церковная традиция соотносит неназванную в Евангелиях гору с галилейской горой Фавор (откуда происходит исихастский термин "фаворский свет"). Это мнение в настоящее время вызывает возражения ученых. Фавор представляет собою небольшую возвышенность, находящуюся в южной Галилее . В новозаветную эпоху на вершине Фавора была крепость, что делало место неблагоприятным для уединения. В противовес традиционной топографии, мнение ученых склоняется в наши дни, в пользу горы Ермон . Ермон , при большой высоте (ср. «высокая гора»: Мф. 17:1 , Мк. 9:2 ), создававшей благоприятные условия для полного уединения, расположен к северу от Галилеи. Область Кесарии Филипповой , где ученики исповедали Учителя Мессию, лежит у подножия Ермона. Приурочение Преображения к Ермону отвечает и хронологии события: последующее прохождение Господа через Галилею ( Мк. 9:30 ) естественно понимать, накануне пути в Иерусалим , как прохождение с севера на юг, не от Фавора к Ермону, а от Ермона к Фавору. Предлагаемая топография не есть единственно возможная. Она тоже не свободна от возражений. Но совокупность данных обеспечивает ей несомненные преимущества перед традиционным пониманием.

О горе Фаворe , как месте Преображения Господа, свидетельствуют блж. Иероним Стридонский и свт. Кирилл Иерусалимский [1] . Разные мнения о горах Преображения смотрите Евангелида и Энциклопедию Герцога [2] .

У Дукакиса пишется, что Преображение было в феврале, то есть, незадолго до страдания Христова (на основании Мф 16, 21 ), но ради Четыредесятницы празднуется в августе.

История праздника

Местно в Палестине праздник Преображения Господня литургически отмечается, вероятно, начиная с IV века, со времени построения св. равноап. Еленой на горе Фавор храма, посвященного этому событию.

Слово св. Ефрема Сирина на сей день подвергается сомнению [3] . О словах свт. Иоанна Златоустого на Преображение, коих у Фабриция [4] показано три, равно и о слове свт. Кирилла Александрийского патрологи не говорят, но признаются подлинными слова на сей праздник свт. Прокла , Патриарха Константинопольского (+ 446 ) и епископа Василия Селевкийского (+ ок. 459 ). Таким образом, свидетельства о сем празднике на востоке приходятся на время не позднee V века.

Все богослужебные памятники восточные, дошедшие до нас от начала VIII века, – именно Евангелие праздничное 715 года, стихиры и каноны прпп. Космы и Иоанна Дамаскина и многие другие говорят о всеобщем праздновании Преображения Господня в VIII и последующих веках. На Западe с XV века папою Каллистом (с 1457 г.) он сделан всеобщим праздником. Впрочем он встречается в некоторых древних мартирологах западных и издревле торжественно на Западe совершался в некоторых церквах, например, во Франции в Туре , в Испании при св. Ильдефонсе в VII веке.

В недавнее время явилось предположение, что праздник Преображения Господня 6 августа армянокаппадокийского происхождения и установлен в Армении в противовес языческому празднику роз в честь Астхик [5] . Сомнительно, чтобы Армения в этом деле дала тон всему христианскому миру.

Освящение плодов

Согласно церковному уставу, в день праздника Преображения в конце Литургии совершается освещение винограда, яблок и прочих фруктовых и овощных плодов нового урожая, часть которого, по обычаю, жертвуется храму и неимущим братьям и сестрам по вере. Тем самым мы приносим Богу благодарение за все проделанные труды и результаты этих трудов, в осуществлении которых Он помогал нам и благословлял нас и окружающий нас мир.

Библиография

Архиеп. Сергий (Спасский). Полный месяцеслов Востока., Т. III. М. 1997. С. 313

Еп. Кассиан (Безобразов). Христос и первое христианское поколение. Часть I. Евангельская история.

Использованные материалы

http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=35936&p_comment=belief

[1] Огласительные беседы, 12. 16

[2] Т. XV, 599

[3] см. Фесслера об Ефремe Сирине

[4] № 242. ed. Harles

[5] Христ. Чт., 1893 г., Ч. II. стр. 644.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.