Значение ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ

двунадесятый праздник, установленный в воспоминание великого события в жизни И. Христа, когда Он, совершив половину своего земного служения и достаточно доказав свою божественность дивным учением и чудесами, порешил еще особым необычайным способом показать ученикам славу своего Божества. История П. излагается в евангелии Матф., XVII, 1—13; Марк., IX, 1—12; Лук., IX, 28—36. Местом П. церковное предание считает гору Фавор, хотя есть данные, говорящие в пользу более северной и высокой горы Ермон. Празднуется П. 6-го августа.А. Л.Праздник П. Господня существовал уже в IV в., что указывает на еще более раннее его происхождение. Св. Елена, мать Константина Великого, построила на горе Фавор храм в честь П. Господня, разрушенный Саладином в XIII в. В VIII в. св. Иоанн Дамаскин и Козьма Маюмский составили песнопения на этот праздник, которыми православная церковь прославляет его и в настоящее время. На Западе праздник П. Господня долго не был всеобщим; только в 1457 г. папа Калликст III сделал его повсеместным в западной церкви и установил для него чин богослужения, отправляемый доныне. В праздник П. Господня освящаются виноград и колосья пшеницы, а в России — в тех местах, где виноград не растет, — освящаются яблоки. Обычай этот несомненно древний, являясь продолжением подобного же обычая церкви ветхозаветной (Исх., XXIII, 19; Лев., XXIII, 10; Числ., XVIII, 12—13). Предписания касательно этого обычая изложены уже в 3 правиле апостольском (сравн. 28 прав. VI Вселенск. соб.). См. прот. Г. Дебольский, "Дни богослужения православной кафолической восточной церкви" (т. I, СПб., 1882); П. Лебедев, "Наука о богослужении православной церкви" (М., 1890); прот. К. Никольский, "Пособие к изучению устава богослужения православной церкви" (СПб., 1888).

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.