Значение ПЛАТОН (РОЖДЕСТВЕНСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо

Что такое ПЛАТОН (РОЖДЕСТВЕНСКИЙ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Платон (Рождественский) ( 1866 - 1934 ), митрополит .

В миру Рождественский Порфирий Федорович, родился 23 февраля 1866 г. в Курской губернии.

В 1886 году окончил Курскую духовную семинарию .

6 января 1887 г. рукоположен во священника . Четыре года был сельским священником в Курской епархии.

В 1891 году овдовел и поступил в Киевскую духовную академию .

В 1894 году пострижен в монашество .

В 1895 году по окончании академии был оставлен профессорским стипендиатом для приготовления к занятию кафедры.

В 1896 году - исполнял должность доцента.

В 1898 году - получил степень магистра богословия за труд "Древний Восток при свете Божественного Откровения".

С 1898 года - помощник инспектора, инспектор, а затем экстраординарный профессор в сане архимандрита .

В 1902 году - ректор академии.

Епископ Чигиринский

3 июня 1902 г. хиротонисан во епископа Чигиринского , викария Киевской епархии. Хиротония состоялась в великой церкви Киево-Братского монастыря . Чин хиротонии совершали: Феогност (Лебедев) , митрополит Киевский и Галицкий; Сильвестр, епископ Каневский и другие.

Во время епископства на Чигиринской кафедре был ректором Киевской академии и настоятелем Киевского Братского монастыря.

С 1906 года издавал журнал " Церковь и народ ".

С 12 февраля 1907 г. член 2-й Государственной думы.

Архиепископ Алеутский и Северо-Американский

С 8 июня 1907 г. - архиепископ Алеутский и Северо-Американский .

В 1909 году был вызван в Святейший Синод для присутствия.

Архиепископ Кишиневский и Хотинский

С 20 марта 1914 г. - архиепископ Кишиневский и Хотинский .

Архиепископ Карталинский и Кахетинский

С 5 декабря 1915 г. - архиепископ Карталинский и Кахетинский , Экзарх Грузии и член Святейшего Синода.

В этом же году был избран почетным членом Петроградской духовной академии .

С 4 декабря 1916 г. утвержден в звании почетного члена Казанской духовной академии .

После Февральской революции 17 июня 1917 г. назначен председателем Совета по укреплению и распространению веры .

15 июля произнёс речь у Исаакиевского собора на похоронах казаков, убитых 5 июля при разгоне вооруженной демонстрации, руководившейся большевиками: "Какая поразительная по своей громадности разница между этими, которых мы сейчас оплакиваем, и теми, вышедшими тоже из народа нашего, которые, прикрываясь святым именем русского солдата, творят предательство родины и измену ей! ...Чувство глубокой скорби и печали вызывает действие тех русских воинов, которые под влиянием агитаторов готовы покончить со своим долгом перед родиной и любовью к ней. Это чувство, мы уверены, разделяет вся, верная благу родины, Россия. Вся, не забывшая себя Русь, скорбит о народившейся новой измене народу... Не думала она, что наступит время, когда некоторые русские, перед лицом врага, перестанут быть русскими... Русской рукой убиты дети русской земли! [1] .

На Государственном совещании в Москве выступил 14 августа с речью: "Другого по трудности такого момента не знала наша история. Но тяжесть эта должна удвоить силу и мощь народной воли, должна не убить, а поднять народный дух. Крайне стеснённая, страна наша всё-таки должна отстоять своё мировое положение и должна устроить свою внутреннюю жизнь на новых началах, при новых условиях, соответствующих её благу, её счастью... Народ достиг свободы, гражданин стал свободным. И хочется со всей силы русской груди крикнуть: свободный гражданин, иди к этому очагу, вздуй пламя этого огня, чтобы к нему устремились, подошли все народы, населяющие Россию, чтобы им у этого очага было тепло и уютно" [2] .

Участник Священного Собора 1917-1918 гг. в Москве . Совершил торжествественную литургию на открытии Собора 15 августа в Москве. На Соборе избран Председателем отдела внешних и внутренних миссий и членом ряда других отделов.

13 августа 1917 г. возведен в сан митрополита и назначен митрополитом Тифлисским и Бакинским , Экзархом Кавказским .

Во время октябрьских боев в 1917 году в Москве вёл по поручению Собора переговоры с большевиками о перемирии и прекращении военных действий. 2 ноября Платон вместе с епископом Нестором с пением молитв отправились в Московский Военно-Революционный Комитет. Митрополит Платон попытался склонить руководителей к прекращению борьбы с юнкерами. У входа в ВРК толпа солдат встретила их словами: "Где вы были раньше? Зачем мешается религия в наши дела? Зачем здесь духовенство? Идите лучше к своим юнкерам!" [3] .

Участник Всеукраинского Собора 1918 года.

Митрополит Херсонский и Одесский

22 февраля 1918 г. - митрополит Херсонский и Одесский .

В 1920 году эмигрировал за границу в Северную Америку.

Митрополит Северо-Американский

В 1921 году он принял от епископа Александра (Немоловского) , уехавшего в Европу, управление Северо-Американской епархией .

В 1922 году был признан Американским церковным Собором правящим архиереем и утвержден митрополитом всея Америки и Канады.

В сентябре 1923 г. свят. патриарх Тихон (Белавин) назначил его Управляющим Северо-Американской епархией с освобождением от управления Херсонской и Одесской епархией в России.

Раскол

Взяв неверное направление в управлении епархией, он уклонился от чисто церковных дел и превратил кафедру в амвон политических выступлений, враждебных отечеству. Этим он положил начало расколу.

С 16 января 1924 г. Святейшим Патриархом Тихоном и Свящ. при нем Синодом уволен от управления Северо-Американской епархией. Патриарший указ об его увольнении он не выполнил и потому продолжал управлять Северо-Американской епархией.

Четвертый Всеамериканский Собор , состоявшийся 19 апреля 1924 г. в Детройте подтвердил права митрополита Платона на звание правящего епископа Русской Православной Церкви в Америке и постановил объявить Северо-Американскую епархию самоуправляющейся Церковью впредь до созыва Всероссийского Собора.

В 1926 г. вышел вместе с митрополитом Западно-Европейским Евлогием (Георгиевским) из состава Заграничного Архиерейского Синода (Карловацкого) .

Ограждая свою самостоятельность от влияния карловчан, он, без всякого на то согласия Московской Патриархии, объявил в 1933 году Американскую Церковь автономной . Этим он снова нарушил единство Матери-Церкви.

За этот грех против Матери-Церкви Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий и Священный при нем Синод в постановлении от 16 августа 1933 г. признали провозглашение автономии Северо-Американской епархии, сделанное по инициативе митрополита Платона, грубым нарушением церковной дисциплины и отменили его, как канонически несостоятельное действие, а митрополита Платона, за учинение раскола, постановили предать суду архиереев с запрещением в священнослужении впредь до раскаяния или до церковно-судебного о нем решения.

Скончался 20 апреля 1934 г.

19 апреля 1946 г., внимая просьбе паствы митрополита Платона, Святейший Патриарх Алексий (Симанский) разрешил совершать панихиды по митрополите Платоне с тем, чтобы с этого момента тяготевшее над ним церковное прещение считалось посмертно снятым.

Труды

"Древний Восток при свете Божественного Откровения". (Магистерская диссертация). Киев, 1898. См. также ТКДА 1898, июнь-декабрь, 1899, февраль-апрель.

"Слово, произнесенное 6 апреля 1899 г. у гроба в Бозе почившего духовника Киево-Печерской Успенской Лавры, иеросхимонаха Николая". ТКДА 1899, май, с. 79.

"Слово в день памяти преп. отца нашего Феодосия, игумена Киево-Печерского". ТКДА 1899, май, с. 113.

"Слово в день Архистратига Михаила". ТКДА 1899, декабрь, с. 517.

"Слово, сказанное на заупокойной литургии, в день погребения Высокопреосв. Иоанникия, митр. Киевского и Галицкого". ТКДА, 1900, июль, с. 336.

"Христианство и социализм". Речь, произнесенная на годичном акте Киевской духовной академии". ТКДА 1900, ноябрь, с. 315.

"Слово в день памяти преп. отца нашего Антония Печерского (Трудность и значение иноческой жизни)". ТКДА 1901, август, с. 464.

"Слово в день Преображения Господня и освящения Лаврской Великой Церкви". ТКДА 1901, сентябрь, с. 37.

"Речь при наречении его во епископа 31 мая 1902 г.". ТКДА 1902, июль, с. 4.

"Речь при открытии в Киеве местного епархиального отдела императорского Правосл. Палестинского Об-ва 6 декабря 1902 г.". ТКДА 1903, февраль, с. 185.

"Речь при встрече Высокопреосв. митр. Флавиана". ТКДА 1903, март, с. 7.

"Речь при открытии Всеукраинского Церковного Собора". "Приб. к "ЦВ" 1918, № 13-14, с. 439.

"В Украинскую Раду". "Приб. к "ЦВ" 1918, № 13-14, с. 441.

"Православие под австро-венгерским судом". "Приб. к "ЦВ" 1914, № 23, с. 1043.

Poslanie Vysokopreosv. Platona Mitropolita Vseja Amerikii Kanady, in: Cerk. Vest. Zap. Evr. Ep. 1930, 2, 4-8.

Литература

"Церк. Ведом." 1902, № 20, с. 172, 1907, № 25, с. 273, 1909, № 47, с. 411, 1914, № 12, с. 95, 1916, № 52, с. 453, 1917, № 27, с. 178, № 35, с. 295, 1918, № 7-8, с. 37, № 19-20, с. 114.

"Приб. к "ЦВ" 1902, № 26, с. 858-860, 1910, № 51-52, с. 2249, 1912, № 16, с. 683, 1918, № 5, С. 172-174, № 11-12, С. 389.

"Мисс. Календ." 1907, с. 137.

"Правда о религии в России". МП, 1942, с. 46, 279.

"Русск. Прав. Церк.", с. 155.

"Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год", с. 302-303.

"Русск. Паломн." 1912, с. 254, 1914, № 29, с. 470, 471, 472, 1915, № 21, с. 336, № 38, с. 607.

"ЖМП" 1933, № 16-17, с.1, № 18-19, с. 2, 3, 1950, № 7, с. 69-70, 1955, № 3, с. 71-72, 1957, № 6, с. 66-70, 1959, № 11, с. 14, 1960, № 2, с. 31-32, № 8, с. 11.

"Изв. Каз. Еп." 1912, № 39, с. 1185, 1914, № 13-14, с. 421-422, № 31-32, с. 976.

"Памятная книжка Петроград. Дух. Акад. на 1915-1916 уч. год", с. 12.

Елевферий митр. "Соборность Церкви. Божие и Кесарево". Париж, 1938, с. 88, 262, 263.

ФПС I, № 8, с. 1, III, с. 5.

Булгаков, с. 1394, 1403.

БЭС т. II, стб. 1815.

БЭЛ т. X, стб. 620-621.

Orthodox America 1974-1976 (Syosset 1975), S. 128.

G. Afonskij, History of the Orthodox Church in Alaska, 90.

G. Seide, Geschichte der ROK im Ausland, passim, bes. 422.

Regel' son 492.

N. Rklickij, Zizneopisanie VII, 382-385; 387-391.

I. Vlasovs'kyj, Narys istorii UPC IV, 1, 14-20, 25 und passim.

F. Heyer, Die orthodoxe Kirche, passim.

Pamjati Vysokopreosv. Mitropolita Platona, in: Cerk. Vest. Zap. Evr. Ep. 1934, 5, 4-7.

Joh. Chrysostomus, Kirchengeschichte I, II, III, passim.

N. Struve 26, 508.

Une lettre du catholicos Leonide au patriarche Tykhon, in: Echos d'Orient 35(1932)365 (Nr. 3 vom 5.8.1919).

D. Pospielovsky, The Russian Church, passim.

Голостенов М.Е. // Политические деятели России 1917: Биографический словарь. Москва, 1993. С. 251-252.

Использованные материалы

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_328

[1] См.: Введенский А.И.. Церковь и государство... 1918-1922. М., 1923, С. 51-52

[2] "Государственное совещание", с. 66

[3] ЦГАОР, ф. 3431, оп. 1, д. 470, л. 24

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.