Значение слова МОНТАНИЗМ в Православной энциклопедии Древо

МОНТАНИЗМ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Монтанизм, "катафригийская ересь" , раннехристианская ересь.

Основана в середине II в. во Фригии . Основатель этой ереси был Монтан , бывший языческий жрец, родом из Мизии , который обратился в христианство около 156 г., но не захотел войти в слагавшиеся в то время церковные рамки и стал проповедовать живое духовное общение с Божеством, свободное от иерархии и обрядов и проявляющееся в индивидуальных харизмах, т. е. особых дарах Св. Духа, преимущественно в даре пророческом. Последователи Монтана, между которыми выдавались особенно две пророчицы, Приска (или Присцилла) и Максимилла, признали своего учителя за Параклита (Духа-Утешителя), обещанного в Евангелии от Иоанна.

Отличительной особенностью монтанизма было учение о продолжении в Церкви откровения и благодатных даров. Церковь, по их учению, развивается под водительством благодати, постепенно, и имеет свои возрасты. Так, под водительством откровения в Моисеевом законе она была в период отрочества, под благодатью Христовой - в период юности, при откровениях чрез Монтана и других пророков - церковь вступила в период мужества. Но новые откровения монтанистов направлены не к сообщению нового догматического откровения, а к переустройству собственной церковной жизни на более строгих началах. Поэтому монтанисты проповедовали строжайший аскетизм , доходивший до изуверства (их аскетические требования приводили к отрицанию всех земных радостей). Всю жизнь христиан они обставляли самыми строгими правилами, отрицая пользование даже самыми невинными удовольствиями и наслаждениями, как, напр., занятие искусством и наукой. Монтанисты выступали против самовластия епископов; во главе их общин стояли "пророки" и "пророчицы".

Монтанизм, полагая сущность христианства исключительно в религиозном энтузиазме, своим отрицанием всякой иерархической и богослужебной формы сталкивался с Церковью, а своим пренебрежением к умственной стороне религии представлял противоположность гностицизму, с которым, однако, последователи Монтана сходились в том, что настоящими духовными христианами и "святыми" считали только себя, а большинство верующих признавали за низший род людей - душевных. Пророческий дар у монтанистов выражался в экстатических припадках, а со стороны содержания пророчества сводились главным образом к возвещению скорого второго пришествия Христа, при чем фригийский городок Пепуза объявлялось Новым Иерусалимом .

Так как монтанисты оставляли неприкосновенными основные христианские догматы и восставали против церкви только в отношении дисциплины и нравов, заявляя себя здесь крайними ригористами, - то многие важные предстоятели церковные ( Ириней лионский , Елевферий римский ) смотрели сначала на это движение снисходительно; более строго отнесся к нему папа Виктор , а впоследствии Монтанова или катафригийская ересь была окончательно осуждена Первым Вселенским Собором в Никее ( 325 ).

О первоначальной истории монтанизма сохранилось так мало положительных сведений, что в новейшее время некоторые слишком скептические историки склонялись к признанию самого Монтана и его двух пророчиц за мифы. Религиозные идеи монтанизма известны главным образом из книг обратившегося в эту секту Тертуллиана .

Ересь получила распространение в Малой Азии, Африке, Риме, Галлии и на Балканах. Секта монтанистов просуществовала под управлением своего патриарха, обитавшего в Пепузе , до VIII в.

Использованные материалы

http://lib.eparhia-saratov.ru/books/02b/bulgakov/handbook/128.html

http://khazarzar.skeptik.net/books/bolotov/26.htm

http://magister.msk.ru/library/be/m/mo0003.htm

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.