Значение слова МОНОФИЗИТСТВО в Православной энциклопедии Древо

Что такое МОНОФИЗИТСТВО

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Монофизитство (от греч. μόνος — «один, единственный» + φύσις — «природа, естество»=«единоестественничество») — христологическая ересь , исповедующая наличие у Христа только одной природы (естества) - Божественной, якобы полностью поглотившей человеческую природу, в отличие от православного вероучения о двух природах Иисуса Христа — Божественой и человеческой, которые присутствовали в Нем неслитно и нераздельно. Монофизитство было основано константинопольским архимандритом Евтихием или Евтихом , поддержано Александрийским патриархом Диоскором и осуждено Православной Церковью на Халкидонском (IV Вселенском) Соборе в 451 году.

Учение

Монофизитство учит, что Христос хотя рожден из двух природ (естеств), но не в двух пребывает, так как в акте воплощения неизреченным образом из двух стало одно и человеческая природа, воспринятая Богом-Словом, стала только принадлежностью Его Божества, утратила всякую собственную действительность и лишь мысленно может различаться от божественной. Отвергая возможность смешения двух природ, монофизиты трактовали соединение как поглощение человеческого начала в Христе Божественным. Таким образом, пострадал за человечество, по учению монофизитов, не Богочеловек (как утверждает православное учение), а Бог.

В противоположность монофизитской ереси првославное вероучение о том что Христос есть совершенный Бог и совершенный человек называется диофизитством - учением о двойственности природы Христа. На Халкидонском Соборе было составлено определение (ορος), по которому Христос исповедуется как совершенный Бог и совершенный человек, единосущный Отцу по божеству и единосущный нам по человечеству, пребывающий и по воплощении в двух природах (εν δύο φύσεσιν) неслиянно и нераздельно, так что различие двух природ не устраняется через их соединение, а сохраняется особенность каждой природы при их совпадении в едином Лице и единой ипостаси.

Уже в начале VI века монофизитство в Египте распалось на две ведущие секты:

Севириане (иначе феодосиане ), более умеренные, настаивая на единой природе Христа, допускали в ней различие свойств божеских и человеческих и признавали, что плоть Христова до воскресения была, подобно нашей, тленной; противники называли их поэтому тленнопоклонниками (φθαρτολάτραι).

Юлианисты (иначе гайяниты ), последователи галикарнасского епископа Юлиана , бежавшего в Египет в 519 году, утверждали, что тело Христова нетленно с самого воплощения и что несогласные с этим явления Его земной жизни были только видимостью; поэтому противники называли их нетленнопризрачниками (αφθαρτοδοκηται), или фантазиастами . Эта секта затем распадалась, далее, на ктиститов , утверждавших, что тело Христово хотя и нетленно, однако создано, и актиститов , с большей последовательностью заключавших, что оно, будучи нетленно, должно быть признано и несозданным. Из дальнейших монофизитских партий ниобиты (от Стефана Ниобея ) учили, что природа Христа, как безусловно единая, не имеет в себе никаких свойств или качеств, в которых выражалось бы различие божества от человечества, а тетрафеиты (четверобожники) утверждали в связи с христологическим вопросом, что общая лицам Пресвятой Троицы единая божественная сущность имеет самостоятельную действительность.

История

Выявление ереси

После II Вселенского Cобора в Константинополе в 381 году стали набирать силу два противоположных течения со временем вылившихся в ересь - одно подчеркивало человечество Христа и Его подчиненность Отцу, а другое – Его Божественность и равенство Отцу. Первая крайность привела к несторианству , а вторая - к монофизитству. Несторианство стремилось к полнейшему разграничению двух самостоятельных природ в Христе, допуская между ними только внешнее или относительное соединение (ένωσις σχετική) или обитание (ενοίκησις) одного естества в другом, чем нарушалось личное или ипостасное единство Богочеловека. Отстаивая истину этого единства против еретика Нестория , главный защитник Православия в этом споре, святитель Кирилл Александрийский , допустил в своей полемике выражение: «единая природа Бога-Слова, воплощенная» (μία φύσις του Θεοΰ Λόγου σεσαρκωμέη), что было разъяснено им же в православном смысле. Однако, после его смерти в 444 году фанатическими его сторонниками это выражение перетолковывалось в смысле исключительного единства Божественной природы, несовместимого (по воплощении) с сохранением действительной человечности.

Этот взгляд укоренился в Египте , а затем стал проповедоваться и в Константинополе популярным среди монахов и при дворе архимандритом Евтихием или Евтихом (Ευτιχιής, ок. 378-454), игуменом одного из больших столичных монастырей. Местный патриарший собор осудил это учение как ересь и низложил его упорного поборника в 448 году, о чем патриарх, святитель Флавиан , сообщил Римскому папе, святителю Льву Великому . Однако, Евтихий, после безуспешной жалобы в Рим нашел себе опору в императоре Феодосии II , через влиятельного евнуха Хрисафия, и в преемнике Кирилла на Александрийском патриаршем престоле – Диоскоре . Созванный в 449 году императором в Ефесе собор епископов , называемый разбойничим, осудил Флавиана и оправдал Евтихия. Папский легат, диакон Иларий, заявил формальный протест и бежал в Рим, где папа немедленно объявил Диоскора отлученным от церкви, а все сделанное в Ефесе – недействительным. Диоскор, вернувшись в Александрию, анафематствовал, в свою очередь, папу Льва. Смерть императора Феодосия II в 450 году возвела на престол императрицу Пульхерию и ее соправителя Маркиана , которые решительно выступили против монофизитства и александрийских притязаний. Сторонник Диоскора Анатолий , поставленный им в патриархи на место Флавиана, отвернулся от своего покровителя и вслед за императором обратился к папе Льву с просьбой о восстановлении церковного порядка. Созванный в 451 году в Халкидоне IV Вселенский Собор осудил монофизитство, низложил Диоскора, принял догматическое послание папы как выражение православной истины и в согласии с ним составил соборное определение (ορος).

Усиление монофизитства и смута

Решения Халкидонского Собора нашли много противников в Египте и Армении , а также отчасти в Сирии и Палестине . Здесь монофизитство сделалось знаменем сепаратизма. Вернувшийся из Халкидона монофизитский монах Феодосий поднял в Палестине народное восстание в пользу осужденной ереси, Иерусалим был взят и разграблен мятежниками; по восстановлении порядка императорскими войсками Феодосий бежал на Синай, откуда продолжал действовать в пользу монофизитства. В Александрии также произошел мятеж, при чем отряд воинов был заперт и сожжен восставшей чернью в бывшем храме Сераписа. Поставленный на место Диоскора православный патриарх Протерий был изгнан народом. Восстановленный военной силой, он был в 457 году среди нового мятежа убит в церкви, и на его место поставлен народом глава противохалкидонской партии Тимофей Элур (Кот).

Под влиянием этих событий император Лев I сделал в 460 году запрос всем епископам и главным архимандритам империи: следует ли стоять на решениях Халкидонского Собора и не возможно ли соглашение с монофизитами. Огромное большинство голосов - около 1600 - высказалось за православный догмат и император низложил Тимофея Элура, заместив его умеренным и миролюбивым Тимофеем Салофакиолом . Между тем монофизиты стали усиливаться в Сирии, где их глава Петр Суконщик завладел патриаршим престолом , выставил как девиз истинной веры выражение «Бог был распят» (θεός εσταυρώθη) и прибавил к Трисвятому слова: "распятый за нас" (ό σταυρωθείς δι ημας). Сторонником монофизитства оказался следующий император Василиск (474 – 476), заставивший 500 епископов подписать окружное послание (εγκύκλιον), в котором отвергался Халкидонский Собор.

Василиск был низложен императором Зиноном , который хотел восстановить церковный мир посредством компромисса между Православием и монофизитством. С этой целью был им издан в 482 году объединительный указ – генотикон . Его следствием был 35-летний разрыв церковного общения Востока с Западом и усиление смуты на Востоке. В Египте после смерти обоих Тимофеев, несколько раз вытеснявших друг друга с патриаршего престола, такие же отношения установились между умеренным монофизитом Петром Монгом и православным Иоанном Талайя , и, сверх того, явилась партия крайних монофизитов, отказавшихся принять генотикон Зинона и отделившихся от своего иерархического главы, Петра Монга, вследствие чего они назывались акефалами (безглавыми). В Сирии после смерти Петра Суконщика в 488 году вождем монофизитства выступили Иерапольский епископ Филоксен, или Ксенайя , который терроризировал население преданными ему шайками фанатических монахов (при этом православный Антиохийский патриарх был замучен до смерти в своем кафедральном храме), а затем Севир , патриарх Антиохийский (с 512/513), самый значительный ум среди монофизитов. В самом Константинополе происходили постоянные смуты вследствие того, что императорский генотикон не удовлетворял ни православных, ни монофизитов; при императоре Анастасии дело дошло до открытого восстания народа в защиту патриарха Македония , которого император принуждал к соглашению с ересью.

Маргинализация монофизитства

Ввиду всего этого византийское правительство решило переменить политику и возвратиться к признанию халкидонского догмата и к примирению с его главным поборником. Переговоры с папой Ормиздом , начатые при императоре Анастасии, успешно закончились при его преемнике Юстине I в 519 году. Давнее требование Рима исключить из поминальника Константинопольской Церкви имя патриарха Акакия , впервые утвердившего генотикон, было исполнено, непреложный авторитет Халкидонского Собора торжественно восстановлен, и монофизитские иерархи на Востоке с Севиром во главе объявлены низложенными. Они нашли убежище в Египте, где монофизитство скоро распалось на две главные секты: севириан и юлианистов, которые в свою очередь подверглись дальнейшему дроблению.

В VI веке монофизитское учение распространилось в Нубии и Аравии . В этот период чисто богословские споры отступили на второй план, в то же время обнажилась политическая сторона движения монофизитов – стремление восточных провинций отделиться от Византийской империи. Сирия и Египет через религиозные расколы проявляли свой сепаратизм. Однако императрица Феодора , встав на сторону монофизитов и делая им всевозможные уступки, смогла на время успокоить их недовольство. В VI веке влияние монофизитов усилилось и при ее содействии – они заняли как патриаршие престолы Востока так и Римский престол , когда их ставленник Вигилий был возведён на кафедру через инцинированный по указанию Феодоры судебный процесс по обвинению папы Сильверия в политической измене. По мнению историка А. В. Карташева именно Феодора «искусственно размножила монофизитские хиротонии и прямо создала и укрепила историческое существование монофизитских церквей вплоть до наших дней» [1] . Супруг Феодоры, великий император Юстиниан выразил свое отношение к монофизитству в своих « Трех главах ». На время вновь обозначается тяготение византийских императоров к компромиссу с монофизитами, что выливается в VII веке в попытке создать компромиссное вероучение - монофелитство . Однако, к этому времени обособление монофизитских земель становится все более определенным и монофизитсво как религиозное учение перестает смущать православную паству, делаясь достоянием сепаратистски настроенных народов на окраинах империи.

Антихалкидонские Церкви, отвергающие решения IV Вселенского Халкидонского Собора и придерживающиеся учения о доминирующей одной Божественной природе во Христе, сохранились и поныне, составляя большинство т.н. « Древневосточных Церквей ». К ним принадлежат Сирийская , Коптская , Армянская , Эфиопская , Эритрейская и Маланкарская Церкви.

Литература

Акты соборов (изд. Mansi, тт. VII—IX).

Gieseler, Commentatio qua Monophys. opin. illustrant u r (II partt., Геттинген, 1835).

Лебедев, А., Из истории вселенских соборов .

Иванцов-Платонов, А. М., прот., Религиозные движения на Востоке в IV и V вв. .

Amédée Thierry, Nestorius et Eutychès , (русский перевод Л. И. Поливанова).

Использованные материалы

Соловьев, Владимир, «Монофизитство, монофизиты», статья Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона :

http://gatchina3000.ru/brockhaus-and-efron-encyclopedic-dict....htm

http://ru.wikipedia.org/wiki/Монофизиты

Страница энциклопедии Кругосвет :

http://www.krugosvet.ru/articles/33/1003370/1003370a1.htm

[1] Карташев А.В. Вселенские Соборы.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.