Значение МАТРОНА (ГРОШЕВА) в Православной энциклопедии Древо

МАТРОНА (ГРОШЕВА)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Матрона (Грошева) ( 1882 - 1938 ), монахиня , преподобномученица .

В миру Грошева Матрёна Наумовна.

Память 7 марта , в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Бутовских новомучеников .

Родилась в 1882 году в селе Варюковка Московской губернии в семье крестьянина. У него было три дочери — Мария , Матрона и Пелагия. Как-то в молодости они посетили некоего старца в Рязанской губернии, которого многие почитали за подвиги и прозорливость, и спросили его, как им жить. Марии и Матроне старец сказал: "В монастырь, в монастырь...", а Пелагии: "В нечестивую семью, в нечестивую семью, замуж".

В 1909 году сестры Мария и Матрона поступили послушницами в монастырь в селе Евлево , где пробыли до его закрытия после революции, а затем вернулись на родину и поселились при храме великомученицы Параскевы в селе Туголес Шатурского района Московской области. Сестры жили в небольшом деревянном доме. У них был огород и корова. Они пекли для храма просфоры, были алтарницами, убирались в храме, а в оставшееся время подрабатывали рукоделием — стегали одеяла.

Сестёр в селе все любили за ласковое и приветливое обхождение. Своих племянниц они с детства приучили молиться и помогли им полюбить богослужение и храм. Одну из племянниц они научили читать Псалтирь, и впоследствии, когда все храмы в округе были закрыты, она читала Псалтирь по умершим.

В ноябре 1937 года были арестованы священники храма великомученицы Параскевы в селе Туголес — протоиереи Георгий Колоколов и Назарий Грибков , и псаломщик Петр Царапкин , и храм был закрыт. С этого времени сестры остались единственными в округе "церковницами", кто мог почитать Псалтирь по умершему родственнику и наставить в вере и исполнении церковных правил и молитв.

В феврале 1938 года власти возобновили аресты. Священников на свободе почти не осталось, и арестовывались уже миряне. 15 февраля 1938 года председатель сельсовета согласился лжесвидетельствовать о монахинях и написал, что они враждебно настроены к советской власти и коммунистической партии. На религиозные праздники сестры ходят по домам колхозников и в некоторых домах совершают богослужение. Явившись в один из домов, они говорили колхозникам: "Завтра Господский праздник, лучше идти в церковь молиться Богу, а не в колхозе работать". Колхозницы в количестве восьми человек, вместо того чтобы работать в колхозе, ходят в церковь в село Петровское Шатурского района за 15 километров молиться Богу. А на вопрос, почему они не работают в колхозе, колхозницы отвечают: "Богу лучше молиться, а то Он нас всех накажет". В церковь с колхозницами ходят и сами монашки. В дома колхозников монашки приносят церковные книги и читают колхозникам о рождении Иисуса Христа , о сотворении Богом мира, о рае , о Страшном суде .

27 февраля 1938 года была арестована вместе с сестрой и заключена в тюрьму в городе Егорьевске . Арестовали их с такой поспешностью, что не дали им толком одеться. — Расскажите, чем вы сейчас, проживая при церкви села Туголес, занимаетесь? — спросил следователь. — Вот уже двадцать лет, как я и моя сестра Мария прислуживаем во время богослужений в церкви и живём на церковные средства. — Бывают ли у вас в доме колхозники, и какие у вас с ними идут разговоры? — В дом к нам иногда заходили разные лица, приезжающие издалека, и оставались у нас ночевать. Но вот уже три месяца, как закрыта церковь по случаю ареста священника, и потому на ночлеге у нас никого не бывает. Между нами ведутся разговоры на религиозные темы. — Вам предъявляется обвинение в том, что вы вместе с Марией Грошевой занимаетесь антисоветской агитацией. Признаете ли вы себя в этом виновной? — Контрреволюционной агитацией я не занималась и виновной себя в этом не признаю, но разговоры на религиозные темы мы ведём. — Скажите, вы совершаете у себя на дому богослужение? Кто к вам ходит? И ходите ли вы по домам колхозников с целью совершения богослужений? И высказываетесь ли против колхозов и советской власти? — Богослужений на дому у меня не бывает, но колхозникам или кто приходит я рассказывала о Христе. По домам колхозников для совершения церковных обрядов я не ходила и недовольства советской властью не высказывала. О том, что в праздничные дни нужно молиться, я говорила, и что работа в колхозе подождёт, это верно, но в этом я никакой агитации не усматриваю. Имея цель помолиться Богу, я после закрытия церкви у нас в селе Туголес ездила в церковь села Петровского Шатурского района. Со мной ездили и другие лица, в том числе и колхозники.

11 марта 1938 года Тройка НКВД по Московской области по ст. 58-10 УК РСФСР приговорила монахинь Марию и Матрону к расстрелу за "контрреволюционную агитацию", и они были перевезены в тюрьму НКВД в Москве.

20 марта 1938 года монахини Мария и Матрона Грошевы были расстреляны и погребены в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Причислена к лику святых Новомучеников Российских постановлением Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.

См. также

Мария (Грошева)

Использованные материалы

http://193.233.223.18/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html?/ans - БАЗА ДАННЫХ: НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ XX ВЕКА Православного Свято-Тихоновского Богословского Института

http://www.fond.ru/book/book6/6-20.htm

http://www.tvspas.ru/www/aluk/2007/2007-03-24.htm - Игумен Дамаскин (Орловский): «Новые мученики и исповедники Российские XX столетия»: житие прпмц. Марии и Матроны Грошевых.

http://www.butyrka.st-nikolas.ru/audio/20070320_nm.mp3 - Рассказ священника Константина Кобелева о преподобномученицах Марии и Матроне Грошевых.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.