Значение слова КАНОНИСТ в Православной энциклопедии Древо

Что такое КАНОНИСТ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Канонист , название:

лиц, занимавшихся в древности собиранием, истолкованием и кодификацией церковных канонов , и

ученых представителей науки канонического, или церковного, права .

Наука церковного права получила свое начало на Западе одновременно с началом университетов, в которых она преподавалась наряду и в связи с римским правом, почему настоящий ученый юрист был всегда doctor juris utrius. Сначала изучение канонич. права состояло в объяснительном чтении канонов и в примечаниях, имевших целью согласование их между собою и с законами гражданскими. Из отрывочных примечаний (глоссы) при изданиях текста канонов, помещавшихся на полях рукописи или непосредственно за текстом каждого правила, составилось с течением времени связное целое под названием glossa ordniaria. Из канонистов этого типа особенно знаменит Грациан .

С XV в. получила начало критическая обработка канонов и их систематическое изложение. Реформация приостановила развитие канонической науки до позднейшего времени. Список имен западных канонистов, католических и протестантских, много сделавших и для разработки истории права древневселенской церкви, см. в соч. Эйхгорна: "Grundsätze der Kirchenrechts der Katholischen und Evangelischen Religionspartei in Deutschland" (Геттинген, 1831), в учебниках церковного права Вальтера и Рихтера. Наиболее известны: Баллерини, "De antiquis collectionibus canonum"; Бинер, "De collectionibus canonum ecclesiae graecae"; Цахарие, "Historiae juris graeco-romani delineatio"; "Innere Geschichte des griechisch-romischen Rechts", "Das griechische Nomocanon" и др.; Мортрель, "Histoire du droit bysantin" (П., 1843-46); Биккель, "Geschichte des Kirchenrechts" (1843); Маассен, "Geschichte der Quellen und der Literatur des canonischen Rechts in Abendlande bis zum Ausgange des Mitteralters" (1871); Цизман, "Das Eherecht der Orientalischen Kirche" (1864); "Die Synoden und die Episcopal-Aemter in der morgenlandischen Kirche" (1867); Кунстман, "Grrundzüge eines vergleichenden Kirchenrechts der christl. Confessiones" (1867); Веринг, "Lehrbuch des Katol., oriental und protest. Kirchenrechts" (1881).

В России до 1810 г. изучение церковного права состояло в объяснительном чтении канонов . Со времени издания устава духовных академий 1809 г. в изучение церковных канонов введены были "исследование и система", и академический курс каноники получил название "богословия правительственного", иначе — "канонического права". Первый ученый труд по этой науке явился не ранее 1851 г., в виде "Опыта курса церковного законоведения" архимандрита (впоследствии епископа Смоленского) Иоанна (Соколова) , который и был первым по времени ученым канонистом в России.

С 1835 г. преподавание церковного права введено было в университеты, сначала как науки богословской, а потом, с 1863 г., как одного из предметов юридического факультета. С этого времени ученая литература церковного права быстро развивается трудами профессоров Н. К. Соколова , А.С. Павлова , прот. М.И. Горчакова , Н.И. Суворова , Т.В. Барсова , П.А. Лашкарева , Н.И. Заозерского , А.Ф. Лаврова (впоследствии архиеп. Алексия), И.С. Бердникова , М. И. Остроумова , и многих других. Кроме сочинений русских профессоров, известны еще два труда православного церковного права митрополита Андрея (Шагуны) (в русском переводе — в "Христианском чтении") и архим. Никодима (Милоша) (на сербском яз., Задар, 1890).

Источники

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.