Значение слова ИСПОВЕДНИК в Православной энциклопедии Древо

ИСПОВЕДНИК

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Исповедник (гр. óμολογητής , лат. confessor), древнейший сонм святых, прославляемых Церковью за открытое оглашение своей веры в Христа во время гонений ; к числу исповедников причислялись те христиане, которые, претерпев мучения, остались – в отличие от мучеников – в живых. Понимание исповедничества как подвига, вводящего в Царство Небесное и тем самым сообщающего святость , основано на словах Христа : “Итак всякого, кто исповедает (óμολογήσει) Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным” (Мф. 10. 32-33). По представлениям древней Церкви подвиг исповедничества отличался от мученичества тем, что не содержал в себе дара мученической кончины, которая понималась как прославление мученика и принятие его в ряды святых Божиих непосредственно во время мучения. Так, галльские исповедники, пострадавшие при Марке Аврелии , отказывались называться мучениками и писали, что “мученики – это те, кто сподобился скончаться в исповедничестве, те, мученичество которых Христос запечатлел смертию, а мы только слабые и смиренные исповедники” [1] . Св. Киприан Карфагенский говорит, однако, что скончавшиеся исповедники могли почитаться как мученики [2] .

Исповедничество как особая форма подвига приобретает большое распространение со времен гонений при императоре Декии , когда целью преследований становится не умерщвление христиан как преступников, а принуждение их к отречению с помощью пыток и других средств устрашения (тяжелое тюремное заключение, изгнание и т.д.). Более всего (особенно при императоре Галле ) преследовались предстоятели церквей, поскольку, по мысли правительства, их отречение или изгнание должно было подорвать силы христианской церкви. Результат, однако, был во многих случаях обратным: церковная община сплачивалась вокруг своего епископа и, следуя его примеру, с твердостью исповедовала свою веру. Отсюда появлялись случаи массового исповедничества. Как писал Тертуллиан , исповедничество начинается с гонений, а гонения приводят к исповедничеству.

В древней Церкви исповедники пользовались особенным уважением: им предоставлено было право воссоединения с церковью падших (т.е. отрекшихся от Христа под влиянием мучений) путем выдачи им в случае искреннего раскаяния воссоединительных грамот (libella pacis).

С IV в. употребление термина “исповедник” расширяется, он начинает прилагаться к подвижникам, которые святостью и совершенством своей жизни засвидетельствовали свою веру (отдельные случаи такого употребления известны и ранее, например, у св. Киприана Карфагенского ). В частности, Иероним говорит о почитании св. Антония и св. Илария, указывая, что они не были мучениками. На Западе такого почитания удостоился св. Мартин Турский ( 316 / 335 - 397 ). В дальнейшем наименование исповедника усваивалось ряду святых, переживших гонения за веру при императорах- арианах , иконоборцах и т.д. В Древней Руси были особо известны и почитались Василий Исповедник (ум. 750 ), Максим Исповедник (ок. 580 - 662 ), Павел Исповедник (ум. 350 ). К русским святым наименование исповедника не прилагалось.

Использованные материалы

В.М.Живов, Святость. Краткий словарь агиографический терминов

http://www.wco.ru/biblio/books/zhivov1/Main.htm

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

[1] Евсевий Кесарийский. Церк. история, кн. V, гл.2

[2] Киприан Карфагенский. Послания, 37, 2

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.